187 деятельности на здоровьесберегающие технологии студенческой молодежи, в которой выделены структурные и функциональные компоненты, отражающие многообразные внутренние и внешние связи и отношения исследуемого феномена как системного образования. Основными структурными компонентами выступают: аксиологический, технологический, индивидуальнотворческий. Определено, что студенческая молодежь в процессе здоровой жизнедеятельности активизирует лишь те ценности, которые приобретают для него жизненно и профессионально необходимый смысл. Они имеют разные формы и уровни существования и выступают как групповые ценности на образ жизни и здоровье. Представляя сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность личности, здоровые ценности предстают как индивидуально-личностные. Ассимилируя общественные и групповые ценности, студенческая молодежь строит собственную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций, в основе которых представлены ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности знания, ценностикачества, определяющие процесс воспитания и образования здорового образа жизни и самореализации в нем необходимых для этого знаний, умений и способностей. Избирательность, как ведущая характеристика мотивационноценностного отношения студенческой молодежи к здоровой жизнедеятельности, отличается осознанностью, интеллектуально-волевой активностью. В этой связи психологическая структура представлена как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного (осознание личностью объективных ценностей в профессиональной деятельности), эмоционального (эмоции и чувства, придающие гибкость и пластичность поведению), интеллектуально-волевого (удовлетворение потребности в творческом самосовершенствовании и проявлении интеллектуально-волевой активности), конативного (обуславливает оперативную, кратковременную и длительную готовность). |
331 "способ деятельности”, "валеологизация" как единиц анализа валеологаческой культуры. Индивцдуально-творческий аспект анализа был направлен на выявление механизма овладения и освоения ценностей культуры как творческого акта, на изучение особенностей творческой самореализации личности. Анализ выделенных аспектов показал, что валеологическая культура является частью педагогической культуры и включает в себя культуру личности, деятельности и общения, специфически спроектированных в сферу педагогической валеологии. На основании этого валеологическая культура личности учителя рассматривается нами как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание валеологических ценностей и технологий. Одновременно она выступает как интегральное качество личности, условие и предпосылка эффективной валеологаческой деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности и как цель профессионального самосовершенствования. Валеологическая культура характеризует внутреннее богатство личности, уровень развития ее духовных потребностей и способностей; интенсивность их проявления в созидательной, практической деятельности и по своей сущности выражает ценностные ориентации личности. Валеологическая культура это, прежде всего, гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Валеологическая культура может рассматриваться как "метакультура”культура формирования культуры. Конкретно-научный анализ проблемы обеспечил разработку и применение методологических принципов исследования, его логику, организацию, отбор методов. В соответствии с методологией культурологического подхода разработана структурно-функциональная модель валеологаческой культуры личности учителя, в которой выделены структурные и функциональные компоненты, отражающие многообразные внутренние и внешние связи и отношения исследуемого феномена как системного образования. Основными структурными компонентами выступают: аксиологический, технологический, 332 индивидуально-творческий. Функциональные компоненты определяют конкретные виды валеологической культуры: гносеологический методическую, интеллектуальную, исследовательскую; гуманистический нравственную, духовную, гуманитарную; коммуникативный культуру общения, речевую, рефлексивную; обучающий дидактическую, технологическую, методическую; воспитывающий эстетическую, физическую, экологическую; нормативный правовую, управленческую; информационный диагностическую, инновационную. Взаимодействие структурных и функциональных компонентов валеологической культуры установлено исходя из учета многоаспектности валеологической деятельности, особенностей отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Валеологические ценности в структуре валеологической культуры выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров деятельности, овладевая которыми будущий учитель субъективирует их, преобразует в личностно значимые. Субъектное восприятие и присвоение валеолоптческих ценностей учителем определяет богатство его научно-педагогической квалификации, валеологического самосознания, а в образовательной системе отражает внутренний мир человека, его ценностные ориентации на образ жизни и здоровье. Определено, что личность учителя в процессе деятельности активизирует лишь те валеологические ценности, которые приобретают для него жизненно и профессионально необходимый смысл. Они имеют разные формы и уровни существования и выступают как групповые валеологические ценности. Представляя сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность личности, валеологические ценности предстают как индивидуально-личностные. Ассимилируя общественные и групповые валеологические ценности, личность строит собственную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций, в основе которых представлены ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности знания, ценности-качества, 333 определяющие процесс воспитания и образования здорового образа жизни и самореализации в нем, необходимые для этого знания, умения и способности. Избирательность, как ведущая характеристика мотивационно-ценностного отношения учителя к педагогической деятельности, отличается осознанностью, интеллектуально-волевой активностью. В этой связи психологическая структура представлена как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного (осознание личностью объективных ценностей и профессионального в валеологической деятельности), эмоционального (эмоции и чувства, придающие гибкость и пластичность поведению), интеллектуальноволевого (удовлетворение потребности в творческом самосовершенствовании и проявлении интеллектуально-волевой активности), конативного (обуславливает оперативную, кратковременную и длительную готовность). Технология валеологической деятельности как компонент валеологической культуры определена на основе выделения в качестве единицы понятия "задачи деятельности”, так как результатом деятельности являются не только реальные предметы, но и решения задач разной природы. Теоретический поиск и опытно-экспериментальная работа по апробации валеологических задач, соответствующих логике, этапам и последовательности валеологических действий, позволили выявить их технологические группы: аналитикорефлексивные (анализ, рефлексия целостного педагогического процесса, его элементов); конструктивно-прогностические (построение целостного педагогического процесса, выработка и принятие валеологических решений и их прогнозирование); организационно-деятельностные (реализация оптимальных вариантов валеологической деятельности, сочетание их многообразных видов); оценочно-информационные (сбор, обработка и хранение информации, ее объективная оценка и др.); коррекционно-регулирующие (коррекция содержания, методов валеологической деятельности, установление необходимых коммуникационных связей, их регулирование и поддержка). Установлены функции совместной деятельности педагога и студентов в валеологическом воспитании, которые представлены интегрирующей и координирующей функциями. Они проявляются в овладении специальными |