190 здоровьесберегающих технологий в эмоционально-ценностном отношении к здоровой жизнедеятельности, ярко выраженной рефлексией, творческой активностью и самостоятельностью. В ходе исследования раскрыты тенденции, выражающие существенные, устойчивые, необходимые связи между причиной и следствием, т.е. стратегию деятельности, а сформулированные на их основе принципы определяют тактику практической деятельности педагога и студентов, их взаимодействие в целостном процессе здоровой жизнедеятельности на здоровьесберегающие технологии. Принципами построения и развития здоровой жизнедеятельности в образовательном процессе выступает единство индивидуализации и дифференциации; образ жизни и здоровье на культуру здоровой жизнедеятельности профессиональной направленности; непрерывности и преемственности, взаимосвязи общей и профессионально-педагогической культуры на самосовершенствование здоровой жизнедеятельности. Разработка теоретических основ формирования культуры здоровой жизнедеятельности выявило целостность деятельности на образ жизни, здоровье и характер внутренних связей в ее структуре у будущих выпускников, которая носит адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни. Исследование целостности проведено с помощью базового понятия теории педагогического образования — “здоровьесберегающее умение”, являющееся не только обобщенной, универсальной характеристикой здоровой жизнедеятельности, но и ее субъекта. Подтверждено предположение о том, что внутренняя целостность культуры здоровой жизнедеятельности личности студента выступает инвариантным показателем развития культуры здоровья. Установлено, что в числе трудностей культуры здоровой жизнедеятельности, имеющих наибольший удельный вес, до 53% будущих выпускников (из общего числа генеральной выборки) отмечали несформированность умения анализировать или оценивать собственный и коллег здоровьесберегающий опыт. Между тем, в корреляционной структуре профессионально |
336 отношением к валеологической реальности, отсутствием в ней четких ориентиров, слабой технологической готовностью, стремлением строить практическую деятельность по алгоритмизированному образцу. Репродуктивный отличается проявлением тенденции ценностного отношения к валеологической деятельности, удовлетворенности ею, использованием субъект-субьектных отношений в ней, успешным решением организационно-деятельностных и конструктивно-прогностических задач, проявлением элементов творчества. Эвристический проявляется в целенаправленной, осознанной валеологической деятельности, хорошей сформированности оценочно-регулирующих задач в ее технологическом обеспечении, наличием рефлексии, постоянным творческим поиском. Креативный выделяется мобильностью и результативностью использования валеологической технологии эмоционально-ценностным отношением к деятельности в этой сфере, ярко выраженной рефлексией, творческой активностью и самостоятельностью. В ходе исследования раскрыты тенденции, выражающие существенные, устойчивые, необходимые связи между причиной и следствием, т.е. стратегию деятельности, а сформулированные на их основе принципы определяют тактику практической деятельности педагога и студентов, их взаимодействие в целостном педагогическом процессе. К числу ведущих тенденций формирования валеологической культуры личности учителя отнесена тенденция, раскрывающая степень развития личностно-деятельностной и творческой самореализации личности в адекватных запросах педагогического социума и общества, ее личностной свободы. Жесткая регламентация в образовательном процессе сдерживает педагогический поиск, препятствует развитию творческой самореализации деятельности. Тенденции целостности, непрерывности и преемственности профессионально-личностного развития учителя. Валеологизация сознания, мировоззрения, как правило, идет более быстрыми темпами, чем профессионализация. Это определило динамику валеологического образования и позволило обосновать основные концептуальные положения. Практическая реализация формирования валеологической культуры со всей очевидностью выявила проявление тенденции экзистенциальной направленности в культурно-коммуникативной валеологической деятельности. Междисциплинарность определяет синтез на уровне вычленения экзистенциальных проблем. Формирование экзистенциальных направлений в системе валеологического образования и воспитания активно меняет сознание и личностные ориентации будущего учителя. Принципами построения и развития валеологического образовательного процесса выступает единство индивидуализации и дифференциации, валеологической и педагогической деятельности, профессиональной направленности, непрерывности и преемственности, взаимосвязи общей, профессионально-педагогической и валеологической культур, валеологического самосовершенствования. Разработка теоретических основ формирования валеологической культуры выявило целостность валеологической деятельности и характер внутренних связей в ее структуре у будущих учителей, которая носит адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни. Исследование целостности проведено с помощью базового понятия теории педагогического образования "валеологическое умение", являющееся не только обобщенной, универсальной характеристикой деятельности, но и ее субъекта. Подтверждено предположение о том, что внутренняя целостность валеологической деятельности личности учителя выступает инвариантным показателем развития валеологической культуры. Использование заданного подхода, в ходе которого были определены адекватные задачам валеологические умения, позволило выявить структуру валеологической деятельности личности учителя, для сравнительного анализа которой были избраны группы адаптивного и креативного уровней (данные репродуктивного и эвристического уровней рассматривались как промежуточные). Установлено, что в числе трудностей валеологической деятельности, имеющих наибольший удельный вес, до 53% будущих учителей (из общего |