27 "здоровье". В литературе существует много ему определений. Для философии оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь случайность, не имеющая всеобщего характера. Современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. "Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе. В этом отношении заслуживает внимание высказывание, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономная и культурально очерченная реакция на социально созданную реальность. Оно создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях" (В.М. Дильман). Это существенно расширяет возможности целесообразных воздействий, направленных на торможение старения, болезней, связанных со старением, и тем самым на увеличение видовых пределов жизни. Этим подчеркивается очень важное заключение автора о том, что здоровье актуально во все периоды онтогенеза от рождения до последних дней жизни, в рассвете сил и при болезни. А.Я.Иванюшкин рассматривает "здоровье" и "болезнь" с точки зрения научного их содержания и ценностного смысла. Он предлагает три уровня описания этой ценности: биологический изначальное здоровье, которое предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический в котором здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицании ее, в смысле преодоления. Очевидно, если говорить о категории "здоровье", необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории "здоровье", четко вычленить те, которые определяют воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление здоровья, |
30 духовных радостей и гармонического развития, а чрезмерная еда приводит к ожирению)". Образ жизни человека, его поведение н мышление, если они обеспечивают охрану и укрепление здоровья, могут быть названы здоровым образом жизни. Но следует иметь в виду, что это лишь один, хотя и важный фактор сохранения и поддержания здоровья. "Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50% образа жизни, 20% наследственности, 20% экологической обстановки, 10% здравоохранения" (11). Известно, что наиболее благоприятные условия здорового образа жизни это двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять собой и своим здоровьем. В связи с этим оценка здорового образа жизни определяется уделением внимания физической нагрузке, правильному питанию, отсутствием вредных привычек; умением управлять собой в стрессовых, конфликтных или других экстремальных ситуациях. Мы приблизились к определению понятия здорового образа жизни (ЗОЖ) в системе "природа человек развитие культура": здоровый образ жизни это индивидуальная особенность поведения в жизнедеятельности человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья, обусловленная уровнем жизни, качеством жизни и его укладом. Для решения научных и практических вопросов проблемы здоровья важнейшее значение имеет современное определение понятия (явления) а "здоровье". В литературе существует много ему определений. Для философии оно отражает необходимость вытекающую из сущности явлений, а болезнь случайность, не имеющая всеобщего характера Современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. "Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе. В этом отношении заслуживает внимание высказывание, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономная и культурально очерченная реакция на социально созданную реальность. Оно создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях" (В.М.Дильман). Это существенно расширяет возможности целесообразных воздействий, направленных на торможение старения, болезней, связанных со старением, и тем самым на увеличение видовых пределов жизни. Этим подчеркивается очень важное заключение автора о том, что здоровье актуально во все периоды онтогенеза от рождения до последних дней жизни, в рассвете сил и при болезни. А.Я.Иванюшкин рассматривает "здоровье" и "болезнь" с точки зрения научного их содержания и ценностного смысла. Он предлагает три уровня описания этой ценности: биологический изначальное здоровье, которое предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический в котором здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицании ее, в смысле преодоления. Очевидно, если говорить о категории "здоровье", необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории "здоровье", четко вычленить те, которые определяют воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление здоровья, а так же те, которые характеризуют здоровье как процесс и как состояние (таблица 1). Все, что находится на "входе" взаимодействующей системы "фактор организм", это факторы, определяющие и конструирующие здоровье, на "выходе" характеризующие состояние здоровья. Без четкого разграничения факторов на "определяющие" и "характеризующие" невозможно построить систему управления процессом здоровья из-за неконкретности причинноследственных отношений. 113 развития, но и позволяет изучать явления (в том числе и педагогические) с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей. Очевидно, если говорить о категории "здоровье", необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории "здоровье", четко вычленить те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление здоровья, а также те, которые характеризуют здоровье как процесс и как состояние (рис. 2). Психолого-педагогический аспект интегрированной валеологизации педагогического (образовательного) процесса направлен: на изучение индивидуальных свойств, качеств личности учителя, ее психологической сущности и потенциальных возможностей, призван вскрыть сущность соответствия составных понятий системы "Человек Природа Общество", он включает также определение путей и средств повышения валеологической подготовки личности в учебно-воспитательном процессе с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Речь идет о научно-обоснованной системе валеологической деятельности всех подструктур, начиная с предметов естественно-биологического и гуманитарного циклов (межпредметная валеологизация), и кончая валеологически насыщенной внеклассной и внешкольной деятельности учащихся на основе разработанных методических рекомендаций. В этой связи валеологическая культура отражение свидетельств развития комплекса личностных качеств, обуславливающих отношение людей друг к другу, к обществу, природе, самому себе. Она предполагает не только раскрытие методов и средств воспитания валеологической направленности личности, но и показ самого процесса гармонического развития личности, путей ее становления как субъекта познания, общения, творчества. Валеологическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности и предполагает характер отношений между участниками |