33 ошибочно самоопределяется в жизни, у нее адекватно формируются основные компоненты культуры здоровья. В понимании сущности и назначении образования преобладает тенденция глубокого философского, гуманистического осмысления проблемы сохранения здоровья человека и окружающей среды, возникает необходимость формирования нового мышления учащейся молодежи, обеспечивающего ответственное отношение к окружающей и социально-природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей. В соответствии с современными представлениями о пространственной жизнедеятельности общества, человек живет и взаимодействует в нескольких жизненно важных для него сферах: ноосфере (космическая, производственно-экономическая, экологическая); социосфере (система производственных, правовых, нравственных отношений); психосфере (сфере разума, рационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования); сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни. Осознание процессов психосферы открывает путь к саморегуляции, сохранению своего здоровья и других людей, микросферы, облегчает путь в достижении гармонии с собственным "Я образом" и окружающей средой. Система функционирования культуры здоровой жизнедеятельности будет эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов ее освоения (интериоризации), на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление разнообразной информации, которую они воспринимают в ходе учебно-воспитательного процесса. "Движителями" данного механизма являются накопившиеся в педагогическом процессе противоречия между выдвигаемыми познавательными и практическими задачами, направленными на усвоение учащейся молодежью основ культуры здоровья и наличием уровня знаний, умений и навыков, а также уровнем их интеллектуального развития. Не менее значимы и другие |
Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Система валеологического образования должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае, во-первых, создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, вовторых, обеспечивается общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, в-третьих, формируется устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности и общепринятым правилам поведения. Лишь в этом случае личность наиболее полно развивает свои способности, познает собственную уникальность, безошибочно самоопределяется в жизни, у нее адекватно формируются основные компоненты валеологической культуры. В понимании сущности и назначении валеологического образования преобладает тенденция глубокого философского, гуманистического осмысления проблемы сохранения здоровья человека и окружающей среды, возникает необходимость формирования нового мышления учащейся молодежи, обеспечивающего ответственное отношение к окружающей и социально-природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Оно противостоит технократическому мышлению, разрушающему значимость образования как социального феномена, ведущего к отчуждению человека от природы, его духовному опустошению. "Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность для которой характерна не только самостоятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности" (В.П.Зинченко). Поскольку деятельность человека есть основа его жизни в окружающем мире, то и содержание образов, мотивирующих эту деятельность, лежат в плоскости опыта активных человеческих отношений к природе человеку обществу. В соответствии с современными представлениями о пространственной жизнедеятельности общества, человек живет и взаимодействует в нескольких жизненно важных для него сферах: ноосфере (космическая, производственно-экономическая, экологическая); социосфере (система производственных, правовых, нравственных отношений); психосфере (сфере разума, рационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования); сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни. Осознание процессов психосферы открывает путь к саморегуляции, сохранению своего здоровья и других людей, микросферы, облегчает путь в достижении гармонии с собственным "Я-образом" и окружающей средой. Система функционирования валеологической культуры будет эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов ее освоения (интериоризации), на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление разнообразной информации, которую они воспринимают в ходе учебно-воспитательного процесса. "Движителями" данного механизма являются накопившиеся в педагогическом процессе противоречия между выдвигаемыми познавательными и практическими задачами, направленными на усвоение учащейся молодежью основ валеологической культуры и наличием уровня знаний, умений и навыков, а также уровнем их интеллектуального развития. Не менее значимы н другие противоречия частного характера: между логикой изложения валеологических знаний и специфическими особенностями их усвоения; между уровнем понимания излагаемого материала учителем и учащимися; между теоретическим характером усвоения валеологических знаний и умением применять их на практике и т.д. Основное условие превращения этих противоречий в движущую силу познавательно-воспитательного процесса их соразмерность с 112 валеологизацией жизни общества, социально-экономическим, научнотехническим и духовно-культурным развитием России. В валеологическом процессе возникают противоречия между выдвигаемыми познавательными и практическими задачами, направленными на усвоение личностью основ валеологической культуры и наличием уровня знаний, умений и способностей к самооздоровлению, а также уровнем их интеллектуального развития. Не менее значимы и другие противоречия частного характера: между логикой изложения валеолопнческих знаний и специфическими особенностями их усвоения; между уровнем понимания излагаемого материала учителем и учащимися; между теоретическим характером усвоения валеологических знаний и умением применять их на практике и т.д. Валеологическая культура предполагает реально функционирующую систему подготовки личности учителя, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развитая его личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. В соответствии с данным социальновалеологическим феноменом необходимо пересмотреть цели, содержание и технологию профессиональной подготовки учителя во взаимосвязи с валеологизацией жизни общества, социально-экономическим, научнотехническим и духовно-культурным развитием страны. Отношение человека к окружающему миру природе обществу человеку, как правило, связывают с двумя различными, хотя и взаимообусловленными подходами: практическим и абстрактнотеоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением быстро изменяющимися во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей валеологической действительности. Роль механизма связей между практическим и познавательным подходами выполняет ценностный подход, представляющий собой своеобразный мост между теорией и практикой. Ценностный подход не только провозглашает человека как высокую ценность общества и самоцель общественного |