65 Организация и проведение любого научного исследования предполагает выбор надежного методологического ориентира, позволяющего выявлять закономерные связи и отношения изучаемого явления. В качестве такого ориентира нами рассматривается культурологический подход, выступающий вторым уровнем методологии и известной философской классификации. Культурологический подход является обобщающей теорией по отношению к частным исследованиям в области педагогики, психологии, социологии и других наук. В педагогическом исследовании культурологический подход не исключает реализацию идей системного и личностно-деятельностного подходов. Он позволяет рассматривать педагогические явления, педагогическую деятельность на широком общекультурном фоне социума, как совокупность культурных компонентов. Профессиональная подготовка будущего специалиста должна обеспечить интеграцию личности специалиста с общей и здоровьесберегающей культурой, отражающей социально-педагогические основы культуры здоровой жизнедеятельности. Овладевая общей культурой, как "внебиологическим механизмом" передачи социальной наследственности, педагог становится способным использовать в образовательновоспитательном процессе культурологический подход с "диалогизацией" обучения, вниманием к истории развития науки о здоровье человека и ее отдельных идей, "персонализацией" науки, как носителя культуры здоровья. Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, трактуемого на уровне обыденного сознания. В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное, как образец, на который должны равняться представители общества или профессиональной группы; с другой стороны, культура отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей связывается с характеристикой ее места в образе жизни человека. Осмысление житейского понимания культуры позволяет выделить два важных для |
42 обеспечивается существующей образовательной системой, так как понятие образования становится все более емким. Доминирует убеждение о идее саморазвития индивида в процессе деятельности, который присваивает и усваивает новое в науке, практике, разрешая тем самым противоречие между природным и социальным. Разрешению этих противоречий в современном образовании могут способствовать идеи валеологизации, позволяющие изучить рефлексию учителя и учащихся в процессе вхождения их в валеологию, исследовать процесс присвоении ими валеологических знаний. 1.2. Культурологический подход в исследовании валеологического образования учителя Организация и проведение любого научного исследования предполагает выбор надежного методологического ориентира, позволяющего выявлять закономерные связи и отношения изучаемого явления. В качестве такого ориентира нами рассматривается культурологический подход, выступающий вторым уровнем методологии и известной философской классификации. Культурологический подход является обобщающей теорией по отношению к частным исследованиям в области педагогики, психологии, социологии и других наук. В педагогическом исследовании культурологический подход не исключает реализацию идей системного и личностно-деятельностного подходов. Он позволяет рассматривать педагогические явления, педагогическую деятельность на широком общекультурном фоне социума, как совокупность культурных компонентов. Педагогическая подготовка в таком случае обеспечивает интеграцию личности учителя с общей н валеологической культурой, отражающих социально-педагогическое состояние общества. Овладевая общей культурой, как "внебиологическим механизмом" передачи социальной наследственности, учитель становится способным использовать в образовательно-воспитательном процессе культурологический подход с "диалогизацией" обучения, вниманием к 43 истории развития науки и ее отдельных идей, "персонализацией" науки и открытостью самого учителя как носителя культуры. Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, трактуемого на уровне обыденного сознания. В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное, как образец, на который должны равняться представители общества или профессиональной группы; с другой стороны, культура отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей связывается с характеристикой ее места в образе жизни человека. Осмысление житейского понимания культуры позволяет выделить два важных для последующего анализа исследуемой проблемы положения: культура рассматривается как механизм, регламентирующий и регулирующий поведение и деятельность человека, а сам человек как носитель этой культуры. В современной культурологии дан достаточно полный анализ эволюции понятия "Культура" с античных времен и сделан вывод о детерминации понимания культуры и перспектив ее развития не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и идеологическими, социально-политическими установками исследователей. В настоящее время накопленный в философии, культурологии материал позволяет рассматривать культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Следовательно, если мы хотим исследовать валеологическую проблему с точки зрения культурологического подхода, то должны провести ее анализ и разработку на ценностном (аксиологическом), технологическом и личностно-творческом уровнях. В этой связи возникает необходимость специального обращения к характеристике указанных аспектов исследования культуры как социального явления. |