Проверяемый текст
Бердников, Иван Георгиевич. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя (Диссертация 1998)
[стр. 67]

67 данного научного направления здоровой культуры, касаются сущности ценностей, их структуры, роли объективных и субъективных компонентов структуры ценностей, роли ценностей в жизни и деятельности человека и др.
Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.П.Тугаринов, предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший
их роль в качестве необходимого "моста", звена между теорией и практикой.
В последующие годы проблема ценностей рассматривалась в работах С.Ф.Анисимова, В.А.Блюмкина, В.М.Демина, С.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.А.Ивина, Т.Н.Проховской, Н.С.Розова, Л.Н.Столовича, Н.З.Чавчавадзе и др.
Отвлекаясь от несущественных различий в позициях авторов, выделим основные подходы к определению сущности понятия "ценность".
Во-первых, она употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность.
Ценность, в таком случае, рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности.
Во-вторых, ценность отождествляется с теми явлениями природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически
определенного общества или класса, группы в качестве действительности, цели или идеала.
В-третьих, понятие ценность некоторыми авторами сводится к обозначению должного, желаемого, к идеалу, когда желаемое и идеал в общественной деятельности является основой личной деятельности.
В-четвертых, ценность отождествляется со значимостью одного явления для другого.
В таком случае, любое природное или социальное явление выступает и объектом и субъектом такого отношения.
При этом следует подчеркнуть необходимость разделения и выделения ценностного из функционального, в противном случае человек оказывается в ситуации "аксиологического парадокса" (Ю.Д.Гранин), когда весь окружающий мир предстает как мир ценностей.
В-пятых, понятие "ценность" используется только для обозначения положительной значимости объектов и действий, явлений или сторон и свойств явлений для человека.
[стр. 44]

Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происхождения событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.
Содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание и актуализацию общечеловеческих ценностей.
По мнению ряда авторов (Арнольдов А.И., Ефимов Ю.И., Громов И.А., Малахов В.А., Тугаринов В.П., Чавчавадзе Н.З.
и др.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Основные проблемы, поднимаемые авторами данного научного направлений культуры, касаются сущности ценностей, их структуры, роли объективных и субъективных компонентов структуры ценностей, роли ценностей в жизни и деятельности человека и др.
Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.П.Тугаринов, предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший
его роль в качестве необходимого "моста", звена между теорией и практикой.
В последующие годы проблема ценностей рассматривалась в работах С.Ф.Анисимова , В.А.Блюмкина, В.М.Демина, С.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.А.Ивина, Т.Н.Проховской, Н.С.Розова, Л.Н.Столовича, Н.З.Чавчавадзе и др.
Отвлекаясь от несущественных различий в позициях авторов, выделим основные подходы к определению сущности понятия "ценность”.
Во-первых, она употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность.
Ценность, в таком случае, рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности.
Во-вторых, ценность отождествляется с теми явлениями природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически


[стр.,45]

45 определенного общества или класса, группы в качестве действительности, цели или идеала.
В-третьих, понятие ценность некоторыми авторами сводится к обозначению должного, желаемого, к идеалу, когда желаемое и идеал в общественной деятельности является основой личной деятельности.
В-четвертых, ценность отождествляется со значимостью одного явления для другого.
В таком случае, любое природное или социальное явление выступает и объектом и субъектом такого отношения.
При этом следует подчеркнуть необходимость разделения и выделения ценностного из функционального, в противном случае человек оказывается в ситуации "аксиологического парадокса” (Ю.Д.Гранин), когда весь окружающий мир предстает как мир ценностей.
В-пятых, понятие "ценность" используется только для обозначения положительной значимости объектов и действий, явлений или сторон и свойств явлений для человека.

Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории "ценность", которая по своей психологической сути отождествляется категориями "значимость" (Н.Ф.Добрынин), "отношение" (В.Н.Мясищев) и "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев).
Н.З.Чавчавадае, определяя культуру "как мир воплотившихся ценностей", подчеркивает важность ценностей не самих по себе, а того, как они входят и реализуются в культуре человека, какова при этом иерархия основных жизненных и профессиональных ценностей, каков механизм их влияния на процесс формирования личности.
Познание сущности ценностей как системообразующего компонента культуры помогает раскрыть смысл этой категории для анализа педагогической реальности.
Выбор целей и действий их достижения личность осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, профессиональной деятельности с точки зрения ее потребностей и интересов.
Таким образом, значимость для личности предметов, людей, знаний, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой,

[Back]