68 Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории "ценность", которая по своей психологической сути отождествляется категориями "значимость" (Н.Ф.Добрынин), "отношение" (В.Н.Мясищев) и "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Н.З.Чавчавадзе, определяя культуру "как мир воплотившихся ценностей", подчеркивает важность ценностей не самих по себе, а того, как они входят и реализуются в культуре человека, какова при этом иерархия основных жизненных и профессиональных ценностей, каков механизм их влияния на процесс формирования личности. Содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание и актуализацию общечеловеческих ценностей. Познание ценностей как системообразующего компонента культуры помогает раскрыть смысл этой категории для анализа педагогической реальности. Выбор целей и действий их достижения личность осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, профессиональной деятельности с точки зрения ее потребностей и интересов. Таким образом, значимость для личности предметов, людей, знаний, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, главное изменять, преобразовывать мир предметный, социальный и свой внутренний мир. Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации личностью своей активности, как на нормативно-ролевом, так и на личностно-смысловом уровнях (А.Г.Асмолов). Источником личностносмысловой активности учителя являются специфическая профессиональнопедагогическая деятельность и потребности в постоянном самосовершенствовании в ценностях мировой и национальной культуре, в оказании помощи другим в их профессионально-личностном развитии или потребности приобщения других к созиданию культурных ценностей. Обе группы специфи |
Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происхождения событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание и актуализацию общечеловеческих ценностей. По мнению ряда авторов (Арнольдов А.И., Ефимов Ю.И., Громов И.А., Малахов В.А., Тугаринов В.П., Чавчавадзе Н.З. и др.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Основные проблемы, поднимаемые авторами данного научного направлений культуры, касаются сущности ценностей, их структуры, роли объективных и субъективных компонентов структуры ценностей, роли ценностей в жизни и деятельности человека и др. Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.П.Тугаринов, предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший его роль в качестве необходимого "моста", звена между теорией и практикой. В последующие годы проблема ценностей рассматривалась в работах С.Ф.Анисимова , В.А.Блюмкина, В.М.Демина, С.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.А.Ивина, Т.Н.Проховской, Н.С.Розова, Л.Н.Столовича, Н.З.Чавчавадзе и др. Отвлекаясь от несущественных различий в позициях авторов, выделим основные подходы к определению сущности понятия "ценность”. Во-первых, она употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность. Ценность, в таком случае, рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности. Во-вторых, ценность отождествляется с теми явлениями природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически 45 определенного общества или класса, группы в качестве действительности, цели или идеала. В-третьих, понятие ценность некоторыми авторами сводится к обозначению должного, желаемого, к идеалу, когда желаемое и идеал в общественной деятельности является основой личной деятельности. В-четвертых, ценность отождествляется со значимостью одного явления для другого. В таком случае, любое природное или социальное явление выступает и объектом и субъектом такого отношения. При этом следует подчеркнуть необходимость разделения и выделения ценностного из функционального, в противном случае человек оказывается в ситуации "аксиологического парадокса” (Ю.Д.Гранин), когда весь окружающий мир предстает как мир ценностей. В-пятых, понятие "ценность" используется только для обозначения положительной значимости объектов и действий, явлений или сторон и свойств явлений для человека. Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории "ценность", которая по своей психологической сути отождествляется категориями "значимость" (Н.Ф.Добрынин), "отношение" (В.Н.Мясищев) и "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Н.З.Чавчавадае, определяя культуру "как мир воплотившихся ценностей", подчеркивает важность ценностей не самих по себе, а того, как они входят и реализуются в культуре человека, какова при этом иерархия основных жизненных и профессиональных ценностей, каков механизм их влияния на процесс формирования личности. Познание сущности ценностей как системообразующего компонента культуры помогает раскрыть смысл этой категории для анализа педагогической реальности. Выбор целей и действий их достижения личность осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, профессиональной деятельности с точки зрения ее потребностей и интересов. Таким образом, значимость для личности предметов, людей, знаний, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, 46 интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, главное изменять, преобразовывать мир предметный, социальный и свой внутренний мир. Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации личностью своей активности как на нормативно-ролевом, так и на личностно-смысловом уровнях (А.Г.Асмолов). Источником личностносмысловой активности личности учителя являются специфическая профессионально-педагогическая деятельность и потребности в постоянном самосовершенствовании в ценностях мировой и национальной культуре, в оказании помощи другим в их профессионально-личностном развитии или потребности приобщения других к созиданию культурных ценностей. Обе группы специфических и профессиональных потребностей, являются разнонаправленными. Первая группа характеризуется направленностью на себя, вторая группа на других и включает в себя тенденции: адаптации и развития. Тенденция адаптации к общечеловеческим и валеологическим ценностям характеризуется обращенностью преподавателя, ученика и процесса их взаимодействия в прошлое и настоящее человечества, страны, профессии, себя. В таком случае преподаватель, являясь носителем общей и валеологической культуры, обеспечивает осуществление собственной педагогической деятельности и создает условия для возможного осуществления будущей профессиональной деятельности личности будущего учителя. Тенденция развития характеризуется обращенностью личности учителя в будущее человечества, страны, профессии. В таком случае учитель, ориентируясь на завтрашний уровень развития общества и соответственно на более высокий уровень требований к своей деятельности и к деятельности будущего специалиста, он осуществляет творческую реализацию собственных сущностных сил, становясь субъектом культуры, и создает условия для перехода личности студента с уровня "носитель культуры" на уровень "субъект культуры". А |