Проверяемый текст
Бердников, Иван Георгиевич. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя (Диссертация 1998)
[стр. 74]

74 В.Д.Зинченко, М.С.Каган, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, В.Г.
Суходольского, В.Д.Шадрикова и др.
По нашему мнению, в наиболее обобщенной форме основные отличительные черты деятельности даны в следующем определении: "Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование".
Из такого определения могут быть выведены характеристики деятельности, имеющие отношение к вопросу о связи деятельности и культуры.
Не случайно в качестве теоретической абстракции, позволяющей исследовать культуру как категорию теоретического сознания, В.Н.Давидович и Ю.А.Жданов рассматривают человеческую предметную деятельность, которая, по их мнению, может быть признана клеточкой, единицей анализа культуры.
Категории "культура" и "деятельность" исторически взаимообусловлены.
Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры.
Культура, в свою очередь, являясь "универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или
иного вида деятельности, се ценностных типологических особенностей и результатов" [25Q].
Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение способов, ее практической деятельности и наоборот.
Обозначенные теоретические положения применимы и к
деятельности технических специалистов, так-как любой существенный результат их деятельности определенным образом влияет на развитие профессиональной культуры личности.
В процессе
профессиональной деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры, изменяются ее качественные и количественные характеристики.
Овладение будущим специалистом системой способов и приемов, составляющих технологию профессио
[стр. 51]

противоречивого явления, исходным понятием которого является "способ деятельности".
Вычленение такого исходного понятия побуждает нас обратиться к категории "деятельность" и к проблеме соотношения культуры и деятельности.
В современной философской и психологической литературе существует многообразие описаний деятельности, обусловленное прежде всего сложностью исследуемого объекта, а также использованием различных подходов к выделению структурных составляющих деятельности и их связей.
Разработке целостного концептуального представления о деятельности посвящены работы А.Н.Леонтьева.
Различные стороны деятельности разрабатывались и представлены в работах К.А.АбульхановойСлавской, П.К.Анохина, А.Г.Асмолова, Б.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.Д.Зинченко, М.С.Каган, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, В.Г.Суходольского, В.Д.Шадрикова и др.
По нашему мнению, в наиболее обобщенной форме основные отличительные черты деятельности даны в следующем определении: "Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование".
Из такого определения могут быть выведены характеристики деятельности, имеющие отношение к вопросу о связи деятельности и культуры.
Не случайно в качестве теоретической абстракции, позволяющей исследовать культуру как категорию теоретического сознания, В.Н.Давидович и Ю.А.Жданов рассматривают человеческую предметную деятельность, которая, по их мнению, может быть признана клеточкой, единицей анализа культуры.
Категории "культура" и "деятельность" исторически взаимообусловлены.
Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры.
Культура, в свою очередь, являясь "универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социальногуманистическую программу и предопределяет направленность того или


[стр.,52]

52 иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и предполагает освоение ее способов ее практической деятельности и наоборот.
Обозначенные теоретические положения применимы и к
педагогической деятельности.
Так, любой существенный результат педагогической деятельности определенным образом влияет на развитие профессиональной культуры личности.
В процессе
педагогической деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры, изменяются ее качественные и количественные характеристики.
Владение будущим учителем системой способов и приемов, составляющих технологию педагогической деятельности, является одним из показателей сформированности педагогической культуры.
Развитие личности составляет содержание культуры.
Однако в определении уровня сформированности культуры важно учитывать не только особенности личности, но и особенности развития деятельности.
В таком случае, как отмечал АН.Леонтьев, "направление исследований обращается не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможным".
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что личность учителя не только осваивает педагогическую реальность, являясь носителем знаний, умений и навыков как индивидуально усвоенных элементов общественного опыта.
Личность одновременно и создает новые формы и способы педагогической деятельности.
Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму.
В философской литературе представлена многомерная модель общества, интересующая нас с точки зрения представленности в ней объекта культурологических исследований.
Общество и общественная жизнь в ней рассматривается как непрекращающийся процесс деятельности

[Back]