81 ствование культуры здоровой жизнедеятельности возможно лишь в “привязанности” к личности педагога, проявляющей себя в процессе творческой самореализации. Творческое развитие здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельности и в общении предполагает наличие определенных социальных и психологических условий. К социальным условиям мы, прежде всего, относим наличие общественной потребности в самих актах и результатах здорового творчества; психолого-педагогические способности и интеллектуальную активность педагога, необходимой формой проявления которых и выступает его педагогическое творчество. Обращение к проблеме творческих способностей личности педагога, проявляющихся в качестве и результатах здоровой жизнедеятельности, потребовало анализа вопроса о критериях творчества. Обобщая подходы к проблеме творчества, (Л.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов и др.) мы выделили четыре основных критерия творчества: факт создания нового продукта (предмета, знания и др.), имеющего определенную профессиональную значимость; процессуальный критерий (критерий смены доминирующих уровней решения задач); наличие рефлексивноличностной регуляции движения мысли; интеллектуальная активность, концентрирующая в себе интеллектуальные, мотивационные и личностные характеристики субъекта. Проблема творчества личности актуализирует проблему ее самореализации, проявление ее сущностных сил, под которыми понимаются способности, интересы, потребности, социальный опыт, мера социальной активности личности (Л.Н.Коган, Л.В.Сохань, В.В.Чурбанов и др.). Приобщение человека к общественно-значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации, как ее прогрессивный вариант, определяется не только и не столько внешним воздействием, сколько внутренней потребностью личности. Потребность в самореализации одна из ведущих потребностей личности, метапотребностью по отношению к которой выступает потребность смысла жизни. Потребность в самореализации является источни |
* 58 обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры". Валеологическая действительность объективно требует от преподавателя творческого отношения ко всем сферам деятельности (научной, учебно-методической, воспитательной, общественной). Этот аспект получил отражение в работах И.М.Воронцова, И.Ю.Глиняновой, В.В.Колбанова, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, В.И.Загвязинского, Г.К.Зайцева, Л.Г.Татарниковой и др. Творческая активность личности учителя есть свойство и результат высокого уровня развития валеологической культуры, предполагающего "оснащенность" интеллекта учителя профессиональными (специальными и педагогическими) знаниями, принятием целей и общественной значимости валеологической деятельности, чувством ответственности за ее последствия, потребностью в познании валеологической реальности и себя как профессионала, способностью чутко реагировать на все новое и существенное в преобразовании валеологического образования. Таким образом, и существование и реализация валеологической культуры возможны лишь в "привязанности" к личности учителя, осуществляющей себя в процессе творческой самореализации. Творческое развитие валеологической деятельности и общения предполагает наличие определенных социальных и психологических условий. К социальным условиям мы прежде всего относим наличие общественной потребности в самих актах и результатах валеологического творчества; к психологическим педагогические способности и интеллектуальную активность учителя, необходимой формой проявления которых и выступает его педагогическое творчество. Обращение к проблеме творческих способностей личности учителя, проявляющихся в качестве и результатах валеологической деятельности, потребовало анализа вопроса о критериях творчества. Суммируя подходы к проблеме творчества, (Л.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов и др.), мы выделили четыре основных критерия творчества: 59 факт создания нового продукта (предмета, знания и др.), имеющего определенную профессиональную значимость; процессуальный критерий (критерий смены доминирущих уровней решения задач); наличие рефлексивно-личностной регуляции движения мысли; интеллектуальная активность, концентрирующая в себе интеллектуальное, мотивационные и личностные характеристики субъекта. Проблема творчества личности актуализирует проблему ее самореализации, проявление ее сущностных сил, под которыми понимаются способности, интересы, потребности, социальный опыт, мера социальной активности личности (Л.Н.Коган, Л.В.Сохань, В.В.Чурбанов и др.). Приобщение человека к общественно-значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации, как ее прогрессивный вариант, определяется не только и не столько внешним воздействием, сколько внутренней потребностью личности. Потребность в самореализации одна из ведущих потребностей личности, метапотребностью по отношению к которой выступает потребность смысла жизни. Потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. Рассмотрение валеологической культуры как меры и способа реализации личности в творческой деятельности представляет значительный интерес для психолого-педагогических исследований. Такой подход в культурологии только начинает складываться, хотя вопрос о самореализации личности был поставлен в науке еще в домарксовский период и связан с активно разрабатываемой в настоящее время проблемой гуманизации образования. Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны реальному способу ее жизнедеятельности, условиям социально-культурной среды. Способности к валеологической деятельности, преломляясь через систему потребностей, интересов, ценностей личности учителя, выражаются в сочетании многообразных видов научно-педагогической деятельности. Самореализация рассматривается |