82 ком личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. Рассмотрение культуры здоровой жизнедеятельности как меры и способа реализации личности в творческой деятельности представляет значительный интерес для психолого-педагогических исследований технических учебных заведений. Такой подход в культурологии только начинает складываться, и связан с активно разрабатываемой в настоящее время проблемой гуманизации образования. Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны реальному способу ее жизнедеятельности, условиям социально-культурной среды. Способности к здоровой жизнедеятельности, преломляясь через систему потребностей, интересов, ценностей личности учителя, выражаются в сочетании многообразных видов научнопедагогической деятельности. Самореализация рассматривается одновременно целью, средством, процессом целеосуществления и его результатом. Она выступает внутренним личностным смыслом, охватывая весь путь движения внутренней, индивидуальной цели от первого помысла о ней вплоть до материального опредмечивания. Процесс самореализации это не единичный факт, это процесс постоянного преодоления противоречий, преодолений себя, осуществление себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей, когда личность становится субъектом своего развития. Наличие механизмов самоорганизации, самореализации и самоуправления определяется развитым профессиональным мышлением и сознанием. В этой связи возникает вопрос о механизмах самореализации и ее этапах. Исследование самореализации личности в здоровой жизнедеятельности дает ответ на вопрос о состоянии индивидуального и коллективного в творческой деятельности. Таким образом, обращение к культурологическому подходу как методологическому базису формирования культуры здоровой жизнедеятельности на основе здоровьесберегающих технологий позволило нам определить в исследовании три ее основных аспекта: аксиологический, технологический и |
59 факт создания нового продукта (предмета, знания и др.), имеющего определенную профессиональную значимость; процессуальный критерий (критерий смены доминирущих уровней решения задач); наличие рефлексивно-личностной регуляции движения мысли; интеллектуальная активность, концентрирующая в себе интеллектуальное, мотивационные и личностные характеристики субъекта. Проблема творчества личности актуализирует проблему ее самореализации, проявление ее сущностных сил, под которыми понимаются способности, интересы, потребности, социальный опыт, мера социальной активности личности (Л.Н.Коган, Л.В.Сохань, В.В.Чурбанов и др.). Приобщение человека к общественно-значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации, как ее прогрессивный вариант, определяется не только и не столько внешним воздействием, сколько внутренней потребностью личности. Потребность в самореализации одна из ведущих потребностей личности, метапотребностью по отношению к которой выступает потребность смысла жизни. Потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. Рассмотрение валеологической культуры как меры и способа реализации личности в творческой деятельности представляет значительный интерес для психолого-педагогических исследований. Такой подход в культурологии только начинает складываться, хотя вопрос о самореализации личности был поставлен в науке еще в домарксовский период и связан с активно разрабатываемой в настоящее время проблемой гуманизации образования. Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны реальному способу ее жизнедеятельности, условиям социально-культурной среды. Способности к валеологической деятельности, преломляясь через систему потребностей, интересов, ценностей личности учителя, выражаются в сочетании многообразных видов научно-педагогической деятельности. Самореализация рассматривается 60 одновременно целью, средством, процессом целеосуществления и его результатом. Она выступает внутренним личностным смыслом, охватывая весь путь движения внутренней, индивидуальной цели от первого помысла о ней вплоть до материального опредмечивания. Процесс самореализации это не единичный факт, это процесс постоянного преодоления противоречий, преодолений себя, осуществление себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей, когда личность становится субъектом своего развития. Наличие механизмов саморазвития, самосовершенствования и самореализации определяется развитым профессиональным мышлением и сознанием. В этой связи возникает вопрос о механизмах самореализации и ее этапах. Исследование самореализации личности в валеологической культуре дает ответ на вопрос о состоянии индивидуального и коллективного в творческой деятельности. Таким образом, обращение к культурологическому подходу как методологической основе валеологической культуры позволило нам определить в исследовании три ее основных аспекта: аксиологический, технологический и личностно-творческий. 1.3. Аксиологический подход в валеологическом образовании учителя Человек в окружающем мире связан с двумя взаимообусловленными подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением к быстроизменяющимся во времени и пространстве явлениям; второй преследует цель познания закономерностей действительности. Однако известно, что научное познание осуществляется не только из любви к истине, но и с целью наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет ценностный подход, представляющий собой своеобразный "мост” между теорией и практикой. Объяснить природу ценности позволяет, с нашей точки зрения, диалектический подход. В основе такого объяснения лежит |