Проверяемый текст
Федякин Алексей Владимирович. Национальные интересы России (Диссертация 2002)
[стр. 55]

По мнению одних исследователей, национальная идея предполагает наличие у каждой нации системы ценностей, имеющей для нее более общий смысл, чем ее национальные интересы: «Одно дело защищать свой национальный интерес, другое иметь идею, обращенную к мировому сообществу.
Иными словами, интерес это то, что мы желаем для себя, идея то, что
по100 лагаем важным, существенным для всех» .
Вторая группа ученых
обнаруживает дихотомию «национальная идея национальные интересы»: «...с одной стороны, существует предел жертвования во имя идеала национальным интересам самосохранения, с другой теперь весьма редко полностью отбрасываются моральные ограничения при отстаивании национальных интересов, то есть они уже определенно нуждаются w 101 в моральной легитимации» .
Наконец, еще одни исследователи полагают, что «концепция национальных интересов органическая часть идейного комплекса, оформляющего историческое бытие нации...
осознание национальных интересов — первая стадия оформления национальной идеи, и на ее основе национальной
доктринены» .
Вместе с тем вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что национальные интересы способны придать национальной идее мощный интегративный заряд, который позволяет национальному сообществу сохранять свою социокультурную идентичность, а также адекватно реагировать на вызовы времени и кризисные проявления человеческой цивилизации.
Значимость национальных интересов для исторических судеб страны и народа позволяет рассматривать любую угрозу этим интересам как вопрос национальной безопасности.
И национальные интересы, и национальная безопасность, таким образом, становятся органично взаимосвязанными, тесно пересекаются.
Так, У.
Липпман полагает, что «нация обеспечивает свою
безо100 Межуев В.М.
О национальной идее И Вопросы философии.
1997.
-Ns 12.
С.
5.
101 Алексеева Т.А.
Рациональный эгоизм национального интереса // Полис.
— 1995.
№ 1.
— С.
93 ,0?
Яковенко И.Г.
Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис.
1997.
‘1.
С 94-96.
55
[стр. 53]

53 ного сообщества и выражающих культурную преемственность в его духовной истории.
Вообще, в научной среде существует несколько точек зрения на соотношение национальных интересов и национальной идеи.
Но мнению одних исследователей, национальная идея предполагает наличие у каждой нации системы ценностей, имеющей для нее более общий смысл, чем ее национальные интересы: «Одно дело защищать свой национальный интерес, другое иметь идею, обращенную к мировому сообществу.
Иными словами, интерес это то, что мы желаем для себя, идея то, что
полагаем важным, существенным для всех»96.
Вторая группа ученых
обнаруживают дихотомию между национальной идеей и национальными интересами: «с одной стороны, существует предел жертвования во имя идеала национальным интересам самосохранения, с другой теперь весьма редко полностью отбрасываются моральные ограничения при отстаивании национальных интересов, 97 т.е.
они уже определенно нуждаются в моральной легитимации» .
Наконец, еще одни исследователи полагают, что «концепция национальных интересов органическая часть идейного комплекса, оформляющего историческое бытие нации...
осознание национальных интересов первая стадия оформления национальной идеи, и на ее основе национальной
доктрины»98.
* 93 96 См., например: Межуев В.М.
О национальной идее // Вопросы философии.
1997, № 12.
С.
5.
1,7 См..: Алексеева Т.А.
Рациональный эгоизм национального интереса // Полис.
1995, № 1.
С.
93, и
др.
Яковенко И.Г.
Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис.
1997, №4.

С.
94-96.


[стр.,54]

54 Вместе с тем, вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что национальные интересы способны придать национальной идее мощный интегративный заряд, который позволяет национальному сообществу сохранять свою социокультурную идентичность, а также адекватно реагировать на вызовы времени и кризисные проявления человеческой цивилизации.
Значимость национальных интересов для исторических судеб страны и народа позволяет рассматривать любую угрозу этим интересам как вопрос национальной безопасности.
И национальные интересы, и национальная безопасность, таким образом, становятся органично взаимосвязанными, тесно пересекаются.
Так, У.Липпман полагает, что «нация обеспечивает свою
безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избежания войны»99.
По мысли Д.Коллинза, «национальная безопасность это меры, принимаемые страной или коалицией стран для охраны их интересов от любого рода неблагоприятных воздействий внешних или внутренних»100.
Более того, многие исследователи вполне обоснованно включают национальную безопасность в перечень национальных интересов (нередко употребляется термин «интересы национальной безопасности»)101.
С момента возникновения угрозы национальным интересам к их защите должны вступить вся мощь государственного аппарата и все сиr> Lippmann W.
U.S.
foreign policy.
New York: McGrow-Hill, 1953.
P.
8.
I0U Collins J.M.
U.S.
defence planning.
A critique.
Boulder, Colorado: Westview Press, 1982.
P.
309.
101 См., например: Макеев А.В.
Основы политики национальной безопасности: структурогенез и механизм реализации.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук.
М., 1999; Синсцкий В.П.
Национальная морская политика и национальные интересы // Национальная морская политика России.
М.: Петровский двор, 2000.
С.
94; Berkowits М., Bock P.G.
National security // International encyclopedia of the social sciences / editor David L.
Sills.
In 17 volumes.
Volume 11.
London: Collier-Macmillan Publishers, 1972.
P.
40.


[стр.,133]

133 страны, а также определяются внутрии внешнеполитическими реалиями, в которых она находится), осознанность (осознание всеобщности национальных интересов и необходимости их согласованной реализации превращает последние в важнейший ориентир текущей деятельности государства, в своего рода «категорический императив» для политических теоретиков и практиков), интегративность (национальные интересы несут в себе мощный интегративный заряд, который позволяет национальному сообществу сохранять свою социокультурную идентичность, адекватно реагировать на вызовы времени и кризисные проявления человеческой цивилизации) и конкретно-историчность (национальные интересы складываются в ходе длительного исторического процесса, характер протекания которого обладает своей спецификой для каждой конкретной нации и во многом определяется ее материальной и духовной культурой, ценностными ориентирами, традициями и т.д.).
В-третьих, понятие «национальные интересы» целесообразнее относить к группе ценностно-целевых понятий и категорий политической науки.
Ставшее распространенным причисление данного понятия в разряд инструментальных категорий, обозначающих цели и средства государств как субъектов мирового политического процесса, учитывает далеко не все имманентные характеристики национальных интересов и тем самым принижает их категориальный статус.
В-четвертых, национальные интересы могут быть типологизированы по нескольким основаниям и в зависимости от того, какой методологический инструментарий из всего многообразия доступных методов и альтернативных подходов будет выбран исследователем.
Наиболее

[Back]