Проверяемый текст
Амелин В. В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // Credo. 1997. No 1.
[стр. 122]

126 рует социальный смысловой характер»1.
А.М.
Ерохин указывает, что Луман, во-первых, дает крайне формальную дефиницию конфликта, и, во-вторых, еще одна особенность отличает концепцию Лумана: «...все многообразие социальных действий (в том числе таких, которые не имеют никакого отношения к коммуникации в узком смысле слова) отождествляется в ней с коммуникацией в широком смысле слова»2.
В.
А.
Тишков пишет, что разное понимание феномена этничности позволяет по-разному интерпретировать этнические конфликты3.

В силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств, любой внутренний конфликт приобретает этническую окраску.
Поэтому грань между социальными, политическими и этническими конфликтами очень зыбкая, трудно определимая.
Например, национальные движения, выступавшие за независимость в Прибалтике, трактовались и в СССР, и за рубежом как один из видов этнических конфликтов.
Однако на самом деле здесь присутствовал больше фактор политический, т.
е.
стремление обрести государственность одной этнической группы, которая формировала идею этнонационализма.
Этнический фактор присутствовал и в борьбе национальных движений за суверенитет, независимость автономий в России (Татарстан, Чечня).

Ряд отечественных исследователей, анализируя конфликты постсоветского пространства, выделяли конфликты, подрывавшие основы союзного государства, и конфликты, направленные против новых государств, и указывали на их принципиальное различие.
Так, А.Г.
Здравомыслов и С.Я.
Матвеева пишут, что первые содействовали демократическим процессам, а вторые, по сути, оказались направленными против новой государственности, новых, еще не окрепших, политических и экономических институтов4.
Наряду с изменением смысла суверенизации меняется и трактовка задач строительства новой государственности либо Российское государство сумеет самоопределиться в каче1 Ерохин А.М.
Этнополитические аспекты трансформации российского общества.
С.
107 2 Ерохин А.М.
Этнополитические аспекты трансформации российского общества.
С.71.
3 Тишков В.
А.
О природе этнического конфликта //Свободная мысль.
-1993.
-№4.
-С.
8.
4 Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я.
Межнациональные конфликты в России// Общественные науки и современность.
1996.
№ 2.
С.
155
[стр. 7]

демократического, не кладет конец конфликтам, не решает в абстрактном плане всех проблем и противоречий развития.
Этот вывод применим и к странам СНГ, республикам бывшего СССР.
Межнациональные конфликты в Закавказье, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Молдове, Прибалтике и других регионах – это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий.
В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и «коренным» населением, весьма типичен.
Доказательством этому может служить пример ряда высокоразвитых стран с устоявшейся демократией, где также имеются межэтнические проблемы – это фламандский вопрос в Бельгии, проблема Ольстера в Великобритании, Корсики во Франции, страны Басков в Испании, Квебека в Канаде.
Социальные конфликты большинство политологов связывают прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства.
Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы – как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как...
идейная борьба, политическая борьба и т.
д.
(26) Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике.
Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой – различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами.
Основные завоевания перестройки – демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие – дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации.
Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению.
И все это привело к конфликтам в сфере сознания.
В итоге «свобода», будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан «чужой» национальной принадлежности (27).
Дефиниция «этнополитика» предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели.
Американский исследователь П.
Ван.
ден Берге считает, что главное в этнополи-тике – взаимоотношения государства с этническими группами.
Здесь он считает главным вопрос о власти.
«Таким образом, этническая политика является приложением власти, особенно государственной власти, к группам, определенным и дифференцируемым этнически или антропологически (по расовым признакам)» (28).
В.
А.
Тишков пишет, что разное понимание феномена этничности позволяет по-разному интерпретировать этнические конфликты
(29).
В силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств, любой внутренний конфликт приобретает этническую окраску.
Поэтому грань между социальными, политическими и этническими конфликтами очень зыбкая, трудно определимая.
Например, национальные движения, выступавшие за независимость в Прибалтике, трактовались и в СССР, и за рубежом как один из видов этнических конфликтов.
Однако на самом деле здесь присутствовал больше фактор политический, т.
е.
стремление обрести государственность одной этнической группы, которая формировала идею этнонационализма.
Этнический фактор присутствовал и в борьбе национальных движений за суверенитет, независимость автономий в России (Татарстан, Чечня).

Одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или политическому камуфляжу.
Так, политическая борьба «за

[Back]