Проверяемый текст
И.А. Василенко. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Москва • «Логос» • 2001.
[стр. 20]

21 возникающих вне рамок институциональных моделей; последние случайны, эфемерны, шатки»1.
Он вычленяет два элемента в понятии института: структуру и убеждения, коллективные представления.
* Французский политолог различает также два типа институтов.
Одни простая система отношений,
скопированная со структуры модели.
Другие имеют дополнительно техническую и материальную организацию: юридические тексты, помещения, мебель, машины, эмблемы, персонал, административную иерархию.
Таковы парламент, министерства, профсоюзы, ассоциации.
М.
Дюверже решительно выступает против тех, кто рассматривает в качестве институтов * только последние.
«В действительности, утверждает он, технические и материальные элементы, которые отличают «организации» от простых «систем отношений», вторичны по отношению к структурным
моделям»2.
Организация выступает у Дюверже главным образом как внешность института, не всегда соответствующая его глубинной реальности.
«Более операционально и более соответствует фактам, заключает свои рассуждения политолог, ставить на первый * план единство понятия института в широком смысле, противопоставляя его простым случайным отношениям, не копируемым со структурной
модели»3.
Подобная трактовка понятия института приводит к его заметному расширению.
Так, М.
Дюверже рассматривает в качестве институтов статус личности, ее социальные роли, социальные группы.
Все эти явления оставались прежде за рамками традиционной теории институтов.
Анализируя второй элемент института коллективные представления, убеждения, верования, М.
Дюверже отмечает, что не имеет значения, соответствуют эти представления реальности или они иллюзорны; существенно то согласие, которое они привносят в социальную группу.
«Все институты, считает политолог, есть одновременно структурная модель и совокупность коллективных
1 Duverger М.
Sociologie politique.
Paris, 1970.
Р.
103.
2 Ibid., Р.
103 104.
3 Ibid., Р.
104.
[стр. 70]

юридически унифицированный и структурированный, но простую систему норм права»48 .
Институциональная связь, утверждает политолог, может быть основана на общей идее.
Однако чаще основой этой связи является потребность.
Последняя не может быть удовлетворена за счет индивидуальных ресурсов, во всяком случае может быть лучше удовлетворена коллективным предприятием.
Идея или потребность в своем постоянстве придают институту свойства, отличающие его от простого центра переплетения интересов.
Институциональная связь порождает у лиц, образовавших институт, чувство исключительности или даже враждебности к посторонним.
Заключая это рассуждение, М.
Прело делает вывод, что образуется либо ясно выраженная, либо скрытая воля института, осуществляемая его органами.
В силу наличия такой воли институт существует не только в сознании его членов, перед посторонними он приобретает черты личности.
Институт может вступать в фактические и правовые отношения.
Его связи с другими институтами могут быть также институционализированы49 .
Аналогичных взглядов на институты придерживались Ж.
Бюрдо, Ж.
Ведель, А.
Ориу и другие политологи.
Именно в таком виде теория институтов получила широкое распространение до начала 70-х годов.
Особенность институционализма заключалась в том, что, отвергая юридические «крайности» нормативизма и тем самым допуская использование политических понятий, он в то же время стремился дать юридическую трактовку вопросов государственного управления.
В начале 70-х годов М.
Дюверже выработал новое понятие института.
Сложившееся под влиянием идей структурализма, оно как по своему характеру, так и по объему существенно отличается от традиционного понятия института.
Согласно Дюверже, «институты есть известные модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая таким образом характер стабильных, устойчивых и сплоченных.
Они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институциональных моделей; последние случайны, эфемерны, шатки»50 .
Он вычленяет два элемента в понятии института: структуру и убеждения, коллективные представления.
Французский политолог различает также два типа институтов.
Одни — простая система отношений,


[стр.,71]

скопированная со структуры модели.
Другие имеют дополнительно техническую и материальную организацию: юридические тексты, помещения, мебель, машины, эмблемы, персонал, административную иерархию.
Таковы парламент, министерства, профсоюзы, ассоциации.
М.
Дюверже решительно выступает против тех, кто рассматривает в качестве институтов только последние.
«В действительности, — утверждает он, — технические и материальные элементы, которые отличают «организации» от простых «систем отношений», вторичны по отношению к структурным
моделям»51.
Организация выступает у Дюверже главным образом как внешность института, не всегда соответствующая его глубинной реальности.
«Более операционально и более соответствует фактам, — заключает свои рассуждения политолог, — ставить на первый план единство понятия института в широком смысле, противопоставляя его простым случайным отношениям, не копируемым со структурной
модели»52 .
Подобная трактовка понятия института приводит к его заметному расширению.
Так, М.
Дюверже рассматривает в качестве институтов статус личности, ее социальные роли, социальные группы.
Все эти явления оставались прежде за рамками традиционной теории институтов.
Анализируя второй элемент института — коллективные представления, убеждения, верования, М.
Дюверже отмечает, что не имеет значения, соответствуют эти представления реальности или они иллюзорны; существенно то согласие, которое они привносят в социальную группу.
«Все институты, — считает политолог, — есть одновременно структурная модель и совокупность коллективных
представлений, имеющих большую или меньшую связь с ценностями.
Таким образом, все институты более или менее соотносятся с «системой ценностей»69.
На основе теории институтов во французской школе административно-государственного управления была сформулирована институциональная концепция государства, которая пришла на смену трактовке государства как юридического лица, разработанной в рамках конституционного права.
Государство стало рассматриваться как институционализированная власть, в широком смысле слова — институт как таковой, в котором воплощается власть.
Несомненно, институциональная концепция государства является более гибкой по сравнению с юридической.

[Back]