Проверяемый текст
И.А. Василенко. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Москва • «Логос» • 2001.
[стр. 21]

22 представлений, имеющих большую или меньшую связь с ценностями.
Таким образом, все институты более или менее соотносятся с «системой
ценностей»1.
На основе теории институтов во французской школе административногосударственного управления была сформулирована институциональная концепция государства, которая пришла на смену трактовке государства как юридического лица, разработанной в рамках конституционного права.
Государство стало рассматриваться как институционализированная власть, в широком смысле слова институт как таковой, в котором воплощается власть.
Несомненно, институциональная концепция государства является более гибкой по сравнению с юридической.

Государство юридическое лицо это единство, выражающее лишь факт организованного существования большого числа людей на одной территории и наличие единой власти, представленной органами государства.
Институционализм идет дальше: он выдвигает на первый план «общее дело», задачу, цель, которым служит государство.
Тут речь идет об активном сосуществовании, о наличии якобы общих задач, причем постоянных, которые цементируют всех членов общества в единое государство.
Институционализация власти означает, что власть перемещается от правящих к институту, который отныне становится ее единственным обладателем.
Конечно, правящие как таковые не исчезают, но существенно изменяется их место в государственном управлении.
Если раньше они осуществляли власть как собственную прерогативу, то теперь они лишь агенты высшей власти.
Прекращение личной власти означает, что действия властвующих поставлены в правовые рамки.
Фактически власть превращается в правовую.
Тем самым институциональная концепция государства является важным шагом в развитии современной теории государства.
В целом теория административно-государственного управления во Франции развивалась от абстрактных теоретических разработок к выработке конкретных рекомендаций по развитию государственного администрирования в
стране1.
1 Duverger М.
Sociologie politique.
Paris, 1970.
Р., Р.
207.
[стр. 71]

скопированная со структуры модели.
Другие имеют дополнительно техническую и материальную организацию: юридические тексты, помещения, мебель, машины, эмблемы, персонал, административную иерархию.
Таковы парламент, министерства, профсоюзы, ассоциации.
М.
Дюверже решительно выступает против тех, кто рассматривает в качестве институтов только последние.
«В действительности, — утверждает он, — технические и материальные элементы, которые отличают «организации» от простых «систем отношений», вторичны по отношению к структурным моделям»51.
Организация выступает у Дюверже главным образом как внешность института, не всегда соответствующая его глубинной реальности.
«Более операционально и более соответствует фактам, — заключает свои рассуждения политолог, — ставить на первый план единство понятия института в широком смысле, противопоставляя его простым случайным отношениям, не копируемым со структурной модели»52 .
Подобная трактовка понятия института приводит к его заметному расширению.
Так, М.
Дюверже рассматривает в качестве институтов статус личности, ее социальные роли, социальные группы.
Все эти явления оставались прежде за рамками традиционной теории институтов.
Анализируя второй элемент института — коллективные представления, убеждения, верования, М.
Дюверже отмечает, что не имеет значения, соответствуют эти представления реальности или они иллюзорны; существенно то согласие, которое они привносят в социальную группу.
«Все институты, — считает политолог, — есть одновременно структурная модель и совокупность коллективных представлений, имеющих большую или меньшую связь с ценностями.
Таким образом, все институты более или менее соотносятся с «системой
ценностей»69.
На основе теории институтов во французской школе административно-государственного управления была сформулирована институциональная концепция государства, которая пришла на смену трактовке государства как юридического лица, разработанной в рамках конституционного права.
Государство стало рассматриваться как институционализированная власть, в широком смысле слова — институт как таковой, в котором воплощается власть.
Несомненно, институциональная концепция государства является более гибкой по сравнению с юридической.


[стр.,72]

Государство — юридическое лицо — это единство, выражающее лишь факт организованного существования большого числа людей на одной территории и наличие единой власти, представленной органами государства.
Институционализм идет дальше: он выдвигает на первый план «общее дело», задачу, цель, которым служит государство.
Тут речь идет об активном сосуществовании, о наличии якобы общих задач, причем постоянных, которые цементируют всех членов общества в единое государство.
Институционализация власти означает, что власть перемещается от правящих к институту, который отныне становится ее единственным обладателем.
Конечно, правящие как таковые не исчезают, но существенно изменяется их место в государственном управлении.
Если раньше они осуществляли власть как собственную прерогативу, то теперь они лишь агенты высшей власти.
Прекращение личной власти означает, что действия властвующих поставлены в правовые рамки.
Фактически власть превращается в правовую.
Тем самым институциональная концепция государства является важным шагом в развитии современной теории государства.
В целом теория административно-государственного управления во Франции развивалась от абстрактных теоретических разработок к выработке конкретных рекомендаций по развитию государственного администрирования в
стране54 .
М.
Дюверже подчеркивает в своей книге «Шах королю», что теоретические концепции политологов должны быть полезны президенту, премьерминистру, государственным и политическим деятелям, в противном случае они теряют всякий смысл.
Близость общественных наук к политическим и государственным запросам — достаточно типична для Франции.
Еще со времен Вольтера и Монтескье наука активно влияла на развитие французской государственности.
Причем выработка теоретических концепций не была и не является монополией ученых-политологов, социологов, юристов или историков.
Напротив, в роли теоретиков выступали и выступают общественные и политические деятели, публицисты и литераторы.
Одной из важнейших проблем теории административногосударственного управления во Франции является проблема поиска оптимальной системы взаимосвязи между государственным аппаратом и гражданами.
Это не случайно, поскольку, по мнению многих ученых и государственных

[Back]