Проверяемый текст
И.А. Василенко. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Москва • «Логос» • 2001.
[стр. 30]

31 Видный английский философ М.
Оукшотт, возглавлявший в 50 60-е годы кафедру политической науки Лондонской школы экономики, разработал две концепции административно-государственного управления: целевую и гражданскую.
По мнению М.
Оукшотта, эти типы административно-государственного управления в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции.
Но можно сказать, что европейские народы проделали путь от «бессознательной солидарности целевого объединения» в рамках государства в эпоху позднего средневековья к сознательной гражданской ассоциации наших дней.
Однако и сегодня этот процесс не завершен: в одних государствах (западных демократиях) идеал «гражданской ассоциации» осуществлен в большей степени, в других в меньшей.
Но и в западных демократиях возможны эксцессы возвращения к режиму целевого государственного
управления1.
М.
Оукшотт предлагает следующую характеристику целевого государственного управления.
Граждане в таком государстве рассматриваются как работники предприятия, существующего для достижения определенных целей (благосостояния, уровня производства, культурного единства и т.д.).
Формальное равенство отсутствует ценность человека определяется его вкладом в «общее дело», что означает подчинение индивидуальности
корпоративности.
Законодательство носит административный, регулирующий, прикладной характер.
Понятие справедливости сужается до принципа справедливости распределения, цель которого
подчинить требования равенства задачам эффективности системы административно-государственного управления.
Напротив, гражданская ассоциация объединяет своих членов, не связывая их общностью целей.
Это не значит, что они действуют бесцельно: просто государственное управление не ставит своей задачей поощрять какой-либо вид целенаправленной деятельности.
Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их прав и свобод.
Таким образом,
подчеркива1 Oakshott М.
An Misunderstanding Human Contract // Political Theory.
L., 1976.
Vol.
4.
№ 3.
P.
366-367.
Цит.
по Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия.
М., 2002.
[стр. 63]

повиновение А власти Б тем больше, чем больше расхождения между ними в данном вопросе35 .
При этом А повинуется Б в том случае, если для него стоимость уступчивости меньше стоимости возможных потерь в случае санкции со стороны Б.
Вероятность применения санкции зависит от того, насколько затраты на их использование для Б перекрываются размером выигрыша в случае повиновения А36 .
Сам исследователь считает, что хотя его модель и объясняет некоторые аспекты процесса осуществления властных отношений в государстве, она весьма ограниченна.
В частности, эта модель не принимает во внимание различий, существующих между объективным характером мотивов, угроз, обещаний и субъективностью их восприятия37 .
Видный английский философ М.
Оукшотт, возглавлявший в 50—60-е годы кафедру политической науки Лондонской школы экономики, разработал две концепции административно-государственного управления: целевую и гражданскую.
По мнению М.
Оукшотта, эти типы административно-государственного управления в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции.
Но можно сказать, что европейские народы проделали путь от «бессознательной солидарности целевого объединения» в рамках государства в эпоху позднего средневековья к сознательной гражданской ассоциации наших дней.
Однако и сегодня этот процесс не завершен: в одних государствах (западных демократиях) идеал «гражданской ассоциации» осуществлен в большей степени, в других — в меньшей.
Но и в западных демократиях возможны эксцессы возвращения к режиму целевого государственного
управления38 .
М.
Оукшотт предлагает следующую характеристику целевого государственного управления.
Граждане в таком государстве рассматриваются как работники предприятия, существующего для достижения определенных целей (благосостояния, уровня производства, культурного единства и т.д.).
Формальное равенство отсутствует — ценность человека определяется его вкладом в «общее дело», что означает подчинение индивидуальности
корпоратизму.
Законодательство носит административный, регулирующий, прикладной характер.
Понятие справедливости сужается до принципа справедливости распределения, цель которого —


[стр.,64]

подчинить требования равенства задачам эффективности системы административно-государственного управления.
Напротив, гражданская ассоциация объединяет своих членов, не связывая их общностью целей.
Это не значит, что они действуют бесцельно: просто государственное управление не ставит своей задачей поощрять какой-либо вид целенаправленной деятельности.
Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их прав и свобод.
Таким образом,
подчеркивает М.
Оукшотт, «управление становится особой ограниченной сферой деятельности по обеспечению и поддержанию общих норм поведения, которые рассматриваются не как предписания, навязывающие основные виды, деятельности, а как средства, предоставляющие людям возможность заниматься по своему усмотрению любой деятельностью»39.
Однако этот «идеальный» тип административно-государственного управления не достигнут еще нигде — европейские народы только движутся в данном направлении.
В последнее время в английской школе «public administration» появились новые подходы и направления.
Наибольшим влиянием среди них пользуется система «мягкого мышления».
Во главе этого направления стоит Питер Чекланд, руководитель исследовательской программы, осуществляемой Ланкастерским университетом.
Система «мягкого мышления» появилась как следствие неудачной попытки применения инженерной методологии (жесткого подхода) к разрешению слабоструктурированных проблемных управленческих ситуаций.
Система «жесткого мышления» исходила из предпосылки имманентной системности реального мира (и сферы управления) и видела проблему в поиске оптимальных путей движения к известным или заданным целям.
Система «мягкого мышления» перенесла признак системности с реальности на процесс ее познания.
Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности в конкретных обстоятельствах.
По мнению П.
Чекланда, единственный способ изучить целостность — посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.
Он сознательно уходит от традиционной парадигмы оптимизации существующих процессов, основанной на попытке идентификации и анализа систем в

[Back]