62 ассимиляционных процессов (во всех их стадиях), поскольку именно таковые имели для их страны особо важное значение. В России (СССР), где интенсивно происходят этнические процессы са' мых разных типов и есть положительный опыт давнего их изучения, на пути их правильной классификации, а отсюда и глубокого понимания стояли определенные идеологические препятствия. Например, чиновники от науки запрещали использовать применительно к народам теперь уже бывшего СССР даже сам термин «ассимиляция», усмотрев в нем какой-то сугубо негативный смысл. Лишь с 60-х годов началось систематическое изучение этнических процессов и * постепенно разработана их достаточно подробная типология, вызвавшая интерес и за рубежом1. Прежде всего, среди этнических процессов, выделены этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. Ю.В. Бромлей определяет именно их в качестве собственно этнических, обособляя этносоциальные, этнокультурные и т.д.2 Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при измене* нии отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется: при этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной3. В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологиче*' ские группы: этническое объединение и этническое разделение. Как мы далее увидим при характеристике конкретных типов этнических процессов, процессы каждой из этих групп могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными эволюционнотрансформационными. * 1 Бромлей Ю.В.. Этнос и география. М.,1972; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. 2 Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. С.13. 3 Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-на-Дону, 2000 С.56. |
туры, нужно "разложить" миграционное сальдо на его этнические составляющие1 . Например, в какую-нибудь переселенческую страну (скажем, в Австралию) идет непрерывная иммиграция, достигающая в отдельные годы внушительных размеров. Ознакомившись только с количественными характеристиками миграций и их колебаниями по годам, можно получить лишь представление о роли миграции в увеличении численности населения этого государства. Если же поставлена цель изучить этнические последствия миграции, то необходимо проанализировать материал о географических (а через них и этнических) источниках иммиграции и выяснить сальдо миграционного обмена Австралии с каждой конкретной страной с учетом этнической структуры ее населения и активности разных ее этносов в миграционных процессах, если страна многонациональна. Важную роль в изменении этнического состава населения иногда играют этнические аспекты демографических процессов (о них говорилось в гл. 6 и 7). Однако особенно часто (хотя и не всегда) решающую роль в динамике этнического состава населения играют этнические процессы. Этническими процессами называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и т.д. Этнические процессы весьма разнообразны, многоплановы и с трудом поддаются глубокому изучению. До сравнительно недавнего времени, несмотря на очевидную важность исследования этнических процессов для понимания этнополитической ситуации в стране, как у нас, так и за рубежом им не уделялось по разным причинам достаточного внимания. В США, где изучение народов (как своих, так и зарубежных) достигло высокого уровня, к исследованию этнических процессов тем не менее подходили прагматически: американские ученые серьезно занимались лишь изучением ассимиляционных процессов (во всех их стадиях), поскольку именно таковые имели для их страны особо важное значение. В России, где интенсивно происходят этнические процессы самых разных типов и есть положительный опыт давнего их изучения, на пути их правильной классификации, а отсюда и глубокого понимания стояли большие препятствия, так как чиновники от науки запрещали использовать применительно к народам теперь уже бывшего СССР даже сам термин "ассимиляция", усмотрев в нем какой-то сугубо негативный смысл. Лишь с 60-х годов началось систематическое изучение этнических процессов и постепенно разработана их достаточно подробная типология, вызвавшая интерес и за рубежом. 1 Если, конечно, не ведется специального учета национальной принадлежности иммигрантов. 90 Прежде всего среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется: при этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной. В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. Как мы далее увидим при характеристике конкретных типов этнических процессов, процессы каждой из этих групп могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными эволюционно-трансформационными. Хотя прежде были весьма широко распространены этноразделительные процессы, теперь повсюду преобладают процессы этнообъединительные, и поэтому мы остановимся на них в первую очередь. Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего для любой формы этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия. Формы этнообъединительных процессов различны. На современной стадии изучения этнических процессов можно выделить следующие пять основных типов этнического объединения: этническая фузия, этническая консолидация, этническая ассимиляция (и близкая к ней этническая конверсация), межэтническая интеграция, этногенетическая миксация2 . Этнической фузией3 называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ. Процесс этнической фузии протекает с разной скоростью, зависящей от комплекса влияющих на этот процесс факторов, и в частности от 2 Многочисленные примеры процессов всех этих типов рассматриваются во втором разделе. 3 Этот процесс обычно называют межэтнической консолидацией. Однако, чтобы не смешивать его с внутриэтнической (лучше просто этнической) консолидацией (а такая путаница нередко возникает), а также с учетом того, что главное значение слова "консолидация" это все-таки "упрочение", "укрепление", "сплачивание", авторы данного учебного пособия решили заменить этот термин на понятие "этническая фузия", что буквально означает "оглавление", "слияние". 91 |