Проверяемый текст
Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1994
[стр. 63]

66 Итак, аккультурация результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении патернов культуры одной или обеих групп (Р.
Реодфилд, Р.
Линтон, М.
Херсковиц).1 Классическим, можно считать следующее определение аккультурации: «Аккультурация означает феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп».2 В зависимости от соотношения, во-первых, участия в межкультурных контактах и, во-вторых, стремления сохранения культурной идентичности, выделяют четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.
Ассимиляция вариант аккультурации, при котором мигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.
Хотя ассимиляционные процессы наиболее характерны для современных развитых стран, они известны были во все периоды истории.
Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом.
Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость.
Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии,
1 Бромлей Ю.В.
Современные проблемы этнографии.
М., 1981.
С.
67.
2 Лебедева Н.М.
Введение в этническую и кросс-культурную психологию.
М., 1999.
С.
205.
[стр. 93]

Третий тип этнообъединительных процессов — этническая ассимиляция особенно широко распространен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много иммигрантов.
Он состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.
Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны — ассимилируемых этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание.
Для другой же стороны ассимилирующего народа этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса останется прежним.
Хотя ассимиляционные процессы наиболее характерны для современных развитых стран, они известны были во все периоды истории.
Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом.
Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость.
Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии,
расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д.
Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно взаимопереплетены, что расчленить их невозможно.
Характер влияния большинства из перечисленных факторов настолько очевиден, что не требует каких-либо пояснений.
Поэтому остановимся только на тех из них, воздействие которых носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.
Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение.
На самом же деле влияние этого фактора противоречиво.
В большинстве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса.
Попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.
Интересно остановиться и на роли такого фактора, как семейное положение ассимилируемых.
По этому признаку всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых.
Быстрее всех асси93

[Back]