Проверяемый текст
Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1994
[стр. 64]

67 расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д.
Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно взаимопереплетены, что расчленить их невозможно.
Характер влияния большинства из перечисленных факторов настолько очевиден, что не требует каких-либо пояснений.
Поэтому остановимся только на тех из них, воздействие которых носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.
Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение.
На самом же деле влияние этого фактора противоречиво.
В большинстве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса.
Попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессом.
Его протекание существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа.
Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнообъединительных процессов этнической конверсацией.
Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какогонибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт.
В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, кото
[стр. 93]

Третий тип этнообъединительных процессов — этническая ассимиляция особенно широко распространен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много иммигрантов.
Он состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.
Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны — ассимилируемых этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание.
Для другой же стороны ассимилирующего народа этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса останется прежним.
Хотя ассимиляционные процессы наиболее характерны для современных развитых стран, они известны были во все периоды истории.
Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом.
Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость.
Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д.
Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно взаимопереплетены, что расчленить их невозможно.
Характер влияния большинства из перечисленных факторов настолько очевиден, что не требует каких-либо пояснений.
Поэтому остановимся только на тех из них, воздействие которых носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.
Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение.
На самом же деле влияние этого фактора противоречиво.
В большинстве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса.
Попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.

Интересно остановиться и на роли такого фактора, как семейное положение ассимилируемых.
По этому признаку всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых.
Быстрее всех асси93

[стр.,94]

милируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками.
Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность.
Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине.
Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть.
Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.
Рассмотрим, как влияет на процесс ассимиляции соотношение уровней культуры контактирующих народов.
Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса, приблизительно одинакового с ними уровня культуры.
Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значительно) их по уровню культуры.
Наконец, при резких различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.
Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессом.
Его протекание существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа.
Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнообъединительных процессов этнической конверсацией.
Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт.
В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые
лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться).
Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.).
Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.
Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно 94

[Back]