Проверяемый текст
Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1994
[стр. 65]

68 рые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться).
Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.).
Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.
Процессы межэтнической интеграции присущи всем * длительно
существующим полиэтничным государствам.
Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д.
Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.
Не часто встречающийся ныне тип этнообъединительных процессов этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством.
Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер.
В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию1.
Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской * Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах.
Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.
Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас.

А 1 Бромлей Ю.В.
Этнические процессы в современном мире.
М., 1987.
С.
16-17.
[стр. 94]

милируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками.
Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность.
Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине.
Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть.
Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.
Рассмотрим, как влияет на процесс ассимиляции соотношение уровней культуры контактирующих народов.
Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса, приблизительно одинакового с ними уровня культуры.
Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значительно) их по уровню культуры.
Наконец, при резких различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.
Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессом.
Его протекание существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа.
Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнообъединительных процессов этнической конверсацией.
Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт.
В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться).
Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.).
Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.
Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно
94

[стр.,95]

существующим полиэтничным государствам.
Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д.
Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.
Не часто встречающийся ныне тип этнообъединительных процессов этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством.
Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер.
В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.
Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах.
Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.
Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас.

Существует два типа этноразделителъных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии).
Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.
При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции).
Этническая сепарация вызывается разными причинами переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы.
Например, именно переселение в XVII в.
части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).
95

[Back]