Проверяемый текст
Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1994
[стр. 66]

69 Существует два типа этноразделителъных процессов: этническая парциация и этническая сепарация1.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии).
Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.
При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции).
Этническая сепарация вызывается разными причинами переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы.
Например, именно переселение в XVII в.
части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа2.
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов * (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп)3.

Этническая мобилизация, выступая нередко важным политическим фактором и инструментом в борьбе за политическую власть, является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных, и, вместе с тем, сложным для воздействия этнопроцессом .4 ♦ 1 Денисова Г.С., Радовель М.Р.
Этносоциология.
Ростов-на-Дону, 2000 С.56.
2 Казьмина О.Е., Пучков П.И.
Основы этнодемографии: учебное пособие.
М., 1994.
С.
94.
3 Денисова Г.С., Радовель М.Р.
Этносоциология.
Ростов-на-Дону, 2000 С.57.
4Амелин В.В.
Вызовы мобилизованной этничности.
Конфликты в истории советской и постсоветской государственности.
М., 1997; Губогло М.Н.
Языки этнической мобилизации.
[стр. 95]

существующим полиэтничным государствам.
Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д.
Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.
Не часто встречающийся ныне тип этнообъединительных процессов этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством.
Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер.
В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.
Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах.
Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.
Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас.
Существует два типа этноразделителъных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии).
Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.
При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции).
Этническая сепарация вызывается разными причинами переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы.
Например, именно переселение в XVII в.
части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

95

[Back]