Проверяемый текст
Захарова Л.Г., Эклоф Б., Бушнелл Дж. (ред.) Великие реформы в России. 1856 - 1874. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 336 c.
[стр. 145]

столичных думах гласных было намного больше: в Московской—180, Петербургской—252.
На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов165.
Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе.
Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.
Избирательным правом в качестве юридического лица пользовались также разные.ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри.

Приф нимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста.
Женщины, обладавшие необходимым
избираф тельным цензом, могли участвовать в выборах лишь через своих доверенных, * лиц.
На новые общественные учреждения были возложены задачи по
управф лению муниципальным хозяйством.
В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п.
Городские думы были обязаны заботиться также и об: «общественном благосостоянии» (оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием), принимать меры против пожаров и других бедствий, способст* вовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.) .

Городская реформа 1870 г.
создала совершенно новые по своему характеру и задачам учреждения.
Функции органов городского управления пре165Дитятин И.И.
Устройство и управление городов в России.
Т.П., Ярославль., 1878.
С.57.
166 Материалы, относящиеся до нового общественного устройства в городах империи.
Т.1.
СПб.,1888.
С.86-91.
145
[стр. 224]

стране после покушения на царя (апрель 1866 г.), представлялось недопустимым обсуждать документ, в основу которого были положены принципы самоуправления.
Все же необходимость в проведении городской реформы была настолько очевидной, что Министерство внутренних дел не могло совсем отказаться от рассмотрения составленного проекта.
Однако, вернувшись к его доработке, постаралось принять все меры для усиления охранительных тенденций в статьях будущего закона.
В результате последующего редактирования проекта Городовое положение приняло более консервативный, ограниченный характер по сравнению с реформами начала 60-х годов.
Но главные принципы земского положения явились основополагающими также и для городового.
Независимо от изменения внутриполитической ситуации правящие круги были заинтересованы в такой реорганизации общественного управления в городах, которая создала бы условия для более эффективного решения муниципальных проблем.
Городской реформой 1870 г.
были созданы всесословные органы местного самоуправления.
Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а его представительный орган — думу.
Выборы в думу происходили раз в четыре года.
Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек.
В столичных думах гласных было намного больше: в Московской— 180, Петербургской — 252.
На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.
Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе.
Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.
Избирательным правом в качестве юридического лица пользовались также разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри.

Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста.
Женщины, обладавшие необходимым
избирательным цензом, могли участвовать в .выборах лишь через своих доверенных лиц.
Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.
В течение всего периода действия Городового положения 1870 г.
со страниц либеральной периодической печати не сходил вопрос о необходимости предоставления избирательного права 2 24

[стр.,226]

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством.
В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение,, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.
п.
Городские думы были обязаны заботиться также и об «общественном благосостоянии»: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Органы самоуправления в рамках очередной компетенции наделялись правом самостоятельности.
Функции контроля, осуществляемые губернской администрацией, были сведены к надзору за «законностью действий» общественного управления.
Законодательно ограничив компетенцию дум сферой хозяйственной деятельности, самодержавное правительство стремилось дополнительно принять предупредительные меры против превышения думами предела установленных для них полномочий.
Наибольшие опасения вызывала возможность использования думской трибуны для заявления сколько-нибудь оппозиционного характера.
Уже в первую редакцию проекта была включена статья, на основании которой управа — исполнительный орган, подотчетный думе, получала право опротестовывать постановления последней, т.
е.
приобретала функции надзора над распорядительным органом.
В результате дальнейшей доработки проекта его консервативно-охранительная направленность усилилась.
В частности, было изменено первоначальное положение, предусматривавшее отдельных председателей для распорядительного и исполнительного органов.
Государственный Совет пришел к выводу, что в интересах правительства слияние обеих должностей, так как усиление значения и авторитета городского головы будет «лучшим ручательством против незаконных постановлений» и в думе и управе.
С той же охранительной целью городской голова был наделен правом останавливать исполнение определений думы, признанных им противозаконными.
Наиболее консервативно настроенные силы пытались добиться расширения права вмешательства администрации в деятельность городских дум.
На одном из последних этапов прохождения проекта — в собрании Соединенных департаментов Государственного Совета — было поддержано предложение о создании на местах органа надзора за деятельностью городского общественного управления — губернского по городским делам присутствия, правомочного не только утверждать или отклонять постановления дум, но и выносить решения по существу вопроса.
Д аж е Министерство внутренних дел не считало возможным 226

[Back]