Проверяемый текст
Прудников А.С., Чепурной А.Г., Антонова Н.А. (ред.) Муниципальное право России. учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. — 375 с.
[стр. 29]

формации, например, киевского городского веча, прошедшего путь от народл ного собрания племенного союза полян до коллегиального верховного органа законодательной и судебной власти восточнославянского государственно* племенного «суперсоюза», от племенного вечевого собрания до органа «народоправства» и непосредственной демократии общины старшего города.
Как уже упоминалось, каждая древнерусская земля (город-государство) исследуемого периода представляла собой многоступенчатую, иерархически выстроенную территориальную организацию общинного типа союз сопод-ф чиненных общин разного ранга.
Древнерусская городская территориальная община имела сложную внутреннюю административно-организационную структуру, состоявшую из вечевых общин более мелких территориальных образований концов и улиц.
Кроме этого она включала в себя архаичный родоплеменной элемент
десятично-сотенную организацию (первоначально военно-административную, а затем и государственно-управленческую), сохранившую свое значение и действовавшую со времени колонизации и расселения восточнославянских племен.
Весьма успешно функционировавшая система городского общинного управления и территориального самоуправления представляла собой совокупность традиционных органов «народоправства» и публичных институтов, привнесенных извне скандинавскими вождями-конунгами, и включала «наследственного» или «приглашенного» князя,
выборных посадников, воеводтысяцких и сотских.
Однако важнейшим звеном ее публичной организации по-прежнему было вече, осуществлявшее всю полноту верховной законодательной и судебной власти.
Тем самым городская община Древней Руси воплощала в себе,
государственное начало, являлась носителем государственных отношений и источником власти.
Следовательно, у русских славян так же, как у древних эллинов, римлян, шумеров, хеттов и др.
наиболее ранней формой территориальнополитической организации являлись города-государства, в
которых самоуправляющиеся территориальные общины входили в определенные админи29
[стр. 92]

91 ляющейся общины.
Все остальные города в земле считались только пригородами, т.е.
меньшими городами.
Сельские районы были известны как волости.
С точки зрения ряда современных авторов, совокупность древнерусских самоуправляющихся населенных пунктов укладывалась в сложную иерархическую систему, своеобразную многоступенчатую территориально-общинную пирамиду.
В ее основании находилась масса рядовых сельских поселений, а вершину венчали крупные стольные города — центры самостоятельных земель-княжений (земель-городов) Руси.
Ступени между ними занимали самоуправляющиеся поселения переходных типов, связанные друг с другом отношениями административно-хозяйственного соподчинения1.
К последней трети X — середине XI в.
процесс формирования древнерусских городов-государств (земель-городов) на соседско-территориальной, а не родоплеменной основе зашел довольно далеко: социально-психологические и публично-управленческие процессы протекают уже в совершенно иных условиях, чем в рамках архаичного родового и племенного быта.
Достаточно привести в качестве примера процесс трансформации киевского городского веча, прошедшего путь от народного собрания племенного союза полян до коллегиального верховного органа законодательной и судебной власти восточнославянского государственно-племенного «суперсоюза», от племенного вечевого собрания до органа «народоправства» и непосредственной демократии общины старшего города.
Каждая древнерусская земля (город-государство)
представляла собой многоступенчатую, иерархически выстроенную территориальную организацию общинного типа — союз соподчиненных общин разного ранга.
Главной, «правящей», являлась община старшего (стольного) города, решения которой были обязательны для пригородов и тянувшихся к ним сельских округов.
В качестве «политического центра» старшие города не только функционально, но чаще всего и генетически были связаны с бывшими центрами племенных союзов.
Не случайно, что по мере распада родовых связей племенные названия повсеместно заменяются территориальными.
Именно старший город являлся административным, военным, финансовым, конфессиональным и культурным центром соответствующей древнерусской земли.
1 См.: Даркевич В.П.
Происхождение и развитие городов Древней Руси // Вопросы истории.
1994.
№ 10.
С.
52; Древнерусские поселения //Древняя Русь: Город, замок, село.
М., 1985.
С.
39.


[стр.,93]

92 Древнерусская городская территориальная община имела сложную внутреннюю административно-организационную структуру, состоявшую из вечевых общин более мелких территориальных образований — концов и улиц.
Кроме этого, она включала в себя архаичный родоплеменной элемент —
тысячно-сотенную организацию (первоначально военную, а затем военно-административную и государственно-управленческую), сохранившую свое значение и действовавшую со времени колонизации и расселения восточнославянских племен.
Весьма успешно функционировавшая система городского общинного управления и территориального самоуправления представляла собой совокупность традиционных органов «народоправства» и публичных институтов, привнесенных извне скандинавскими вождями-конунгами, и включала «наследственного» или «приглашенного» князя,
посадников, воевод — тысяцких и сотских.
Однако важнейшим звеном ее публичной организации по-прежнему было вече, осуществлявшее всю полноту верховной законодательной и судебной власти.
Тем самым городская община Древней Руси воплощала в себе
прежде всего государственное начало, являлась носителем государственных отношений и источником власти.
В период, предшествовавший призванию на княжение скандинавских вождей-конунгов, города (посадские общины) управлялись выборными людьми (по мнению летописных источников, называвшихся «старейшими мужами, державшими землю»).
Над выборными посадскими должностными лицами стояло вече, их выбиравшее.
Над пригородным вечем главенствовало вече старшего города, в котором первоначально было сосредоточено племенное управление.
У некоторых славяно-русских племен, например у древлян, наряду с вечевым собранием действовала и княжеская власть.
Решение, принятое вечем старшего города, было непреложным законом для всех пригородов.
Следовательно, у русских славян так же, как и у древних эллинов, шумеров, хеттов и др., наиболее ранней формой территориально-политической организации являлись города-государства.
В
них самоуправляющиеся территориальные общины входили в определенные административно-иерархические структуры, а несколько территориальных общин в совокупности составляли общину-государство или группировались вокруг центральной общины-города (старшего города).
Что же представлял собой самоуправляющийся древнерусский город-укрепление, город-крепость как территориально-политическая основа национальной государственности южных, северных и восточных славян? Древнерусский город IX—XII вв.
был не чем иным, как крупным поселением замкового характера.
Город являлся прежде всего военно-административным и управленческим центром для тянувшейся к нему волости или совокупно

[Back]