Проверяемый текст
Артемьева Юлия Вячеславовна. Акты референции в телевизионном дискурсе (Диссертация 2001)
[стр. 43]

43 трактуется более широко, нежели просто работа определенных органов полости рта, гортани и т.д.
Под качеством звука речи понимается и сила голоса, его громкость и тембр, ритм и темп речи, высота тона, особенности дикции индивидуума.
Типы фонации выступают и в качестве особых просодических характеристик наряду с тоном и ударением.
Фонацию используют в качестве экспрессивного средства.
Так, например, намеренно намеренно неправильное произнесение слова «молоко», буквально
[то1око] носит насмешливый оттенок, если это, конечно, следует из контекста.
Т.Д.
ван Дейк (Ван Дейк 1989:33-34) рассматривает фонетикофонологический уровень анализа высказывания, относя к нему высоту тона, темп речи, степень громкости, логическое ударение и интонацию.
Эти средства обусловливают коммуникативную направленность высказывания, помогают выделить его информационный фокус, передаю эмоциональное состояние говорящего, уточняют тип речевого акта.
Фонационные средства, как отмечает И.Н.
Горелов (Горелов, 1974:21), часто используются при плохом владении речью, в частности в детском возрасте.
При повышении голоса адресант обычно усиливает воздействие своей реплики (высказывания) на адресата.
Утрированно тихий голос (или пониженный до шепота) может уменьшить или увеличить количество участвующих в коммуникации.
(Кларк, Карлсон 1986:287).
Просодия (от греч.

ргоаоШа ударение, припев) представляет совокупность фонетических средств (высоких силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагхма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющую смыслоразличительную роль (Антипова 1998:401, 402).
По своему значению просодика совпадает с интонацией (речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, а для тональных языков словесные тоны).
Однако единой точки зрения на использование понятия
[стр. 41]

Структурно невербальный компонент можно условно представить в виде совокупности: 1)плана выражения (экспонентного плана); 2) так называемого трансляционного плана; 3) плана содержания.
Все невербальные средства (мотивированные) подчинены законам семиотической системы.
Манифестация смыслов .межсубъективного значения невербальными средствами включает в себя: • Фонационные • Просодические • Кинесические • Проксемические А также другие (акциональные и силенциальные акты, простраиственно-предметно-временной компонент) (Богданов 1986, 1990; Крестинский 1989; Колшанский 1984 и другие).
Фонация (от греч.
рИопе звук, голос) представлена в энциклопедическом словаре «Языкознание» как «звукообразование, совместная работа произносительных органов во время производства звуков речи, а также ее результат само воспринимаемое слухом звучание речи», а также «качество звука речи (или целого слога), обусловленное необходимой для его произнесения работой гортани» (Касевич 1998:552).
Однако фонация трактуется более широко, нежели просто работа определенных органов полости рта, гортани и т.д.
Под качеством звука речи понимается и сила голоса, его громкость и тембр, ритм и темп речи, высота тона, особенности дикции индивидуума.
Типы фонации выступают и в качестве особых просодических характеристик наряду с тоном и ударением.
Фонацию используют в качестве экспрессивного средства.
Так, например, намеренно намеренно неправильное произнесение слова «молоко», буквально
41

[стр.,42]

Iто1око1 носит насмешливый оттенок, если это, конечно, следует из контекста.
Т.А.
ван Дейк (Ван Дейк 1989:33-34) рассматривает фонетикофонологический уровень анализа высказывания, относя к нему высоту тона, темп речи, степень громкости, логическое ударение и интонацию.
Эти средства обусловливают коммуникативную направленнос ть высказывания, помогают выделить его информационный фокус, передаю эмоциональное состояние говорящего, уточняют тип речевого акта.
Фонационные средства, как отмечает И.Н.
Горелов (Горелов, 1974:21), часто используются при плохом владении речью, в частности в детском возрасте.
При повышении голоса адресант обычно усиливает воздействие своей реплики (высказывания) на адресата.
Утрированно тихий голос (или пониженный до шепота) может уменьшить или увеличить количество участвующих в коммуникации.
(Кларк, Карлсон 1986:287).
Просодия (от греч.

ргозоШа ударение, припев) представляет совокупность фонетических средств (высоких силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверх фразовое единство, текст) и играющую смыслоразличительную роль (Антипова 1998:401, 402).
По своему значению просодика совпадает с интонацией (речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, а для тональных языков словесные тоны).
Однако единой точки зрения на использование понятия
просодики, интонации до сих нор нет.
Просодикой называют фонетические супрасегментные характеристики речи как на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность), так и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время) (Там же).
Просодикой также именуют различные супрасегментные средства организации речи: расчленения и объединения речевых сегментов (пони42

[Back]