организованным (управляемым и контролируемым) взаимодействием воспитателей и воспитанников, так и стихийным (восприятии опыта от понравившегося взрослого). Рассматривая аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», В.И.Гинецинский [53, с.23-57] акцентирует внимание на том, что воспитание представляет собой, во первых, процесс, который ведет к определенным изменениям, во вторых, социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей, в третьих, развитие, связанное с реализацией ранее заложенных в человеке потенций, процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности. В.А.Сластеиин [197] определяет воспитание с точки зрения социализации, которая может протекать либо в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, либо целенаправленно и сознательно контролируемо. Воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель писал: «Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя» [13,с.27]. В образовательной системе СССР была создана достаточно действенная система воспитания, которая реализовывалась как в учебном процессе, так и во внеучебной работе образовательных учреждений. В процессе строительства социалистического государства была создана такая система ценностей, которая отражала соответствующие политические и нравственно-этические ориентиры, идеалы и стереотипы поведения людей, при этом в государственной политике главной тенденцией выступали выравнивание социокультурных различий между классами, слоями и |
Таким образом, содержание понятия «воспитание» можно определить через следующие существенные признаки: «процесс», «формирование», «развитие», «личность», «целенаправленное воздействие», «самовоспитание» [170] и охарактеризовать его как процесс становления личности в условиях социализации, которое может быть как специальноорганизованным (управляемым и контролируемым) взаимодействием воспитателей и воспитанников, так и стихийным (восприятии опыта от понравившегося взрослого). Рассматривая аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», В.И.Гинецинский [53, с.23-57] акцентирует внимание на том, что воспитание представляет собой, во — первых, процесс, который ведет к определенным изменениям; во вторых, социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей, в третьих, развитие, связанное с реализацией ранее заложенных в человеке потенций, процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности. В.А.Сластенин [197] определяет воспитание, с точки зрения социализации, которая может протекать либо в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, либо целенаправленно и сознательно контролируемо. Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель писал: «Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя» [13,с.27]. В высшей школе СССР была создана достаточно действенная система воспитания, которая реализовывалась как в учебном процессе, так и во внеучебной работе образовательных учреждений. В процессе строительства социалистического государства была создана такая система ценностей, П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 15 которая отражала соответствующие политические и нравственно-этические ориентиры, идеалы и стереотипы поведения людей, при этом в государственной политике главной тенденцией выступали выравнивание социокультурных различий между классами, слоями и группами, формирование единой общности «советский народ», «советская молодежь». У студентов 80-х гг. возросла значимость качеств, ориентированных на личные интересы и семью, на узкопонимаемый профессионализм и престижность. Данные об этом периоде приводит В.Т.Лисовский, который сосредоточил свое внимание на приоритетах воспитания студенческой молодежи в конце перестройки, как-то: профессионально трудовая подготовка; формирование мировоззрения и нового политического мышления; мораль и культура; самодеятельные объединения молодежи как социальное явление; любовь, брак, студенческая семья; социальнопсихологический тип личности молодого человека [121]. Развернувшийся с начала 90-х годов XX века в нашей стране социально-экономический кризис, обнаружил существенные недостатки профессионального образования, потребовал значительной модернизации его особенно в аспекте новых требований к уровню квалификации работников, основным содержанием которой стала не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поколение российской студенческой молодежи 1-й половины 90-х гг. оказалось одним из наиболее инфантильных, аполитичных в мире. В среде студентов стабильно преобладали настроения политической апатии и конформизма, наблюдался дефицит духовности, падение нравов, пренебрежение простыми нормами нравственности и отрицание П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 1 6 |