группами, формирование единой общности «советский народ», «советская молодежь». У учащихся 80-х гг. возросла значимость качеств, ориентированных на личные интересы и семью, на узкопонимаемый профессионализм и престижность. Данные об этом периоде приводит В.Т.Лисовский, обращая внимание на приоритеты воспитания подростающего поколения в конце перестройки: направленность на профессионально-трудовую подготовку; формирование мировоззрения и нового политического мышления; мораль и культура; самодеятельные объединения молодежи как социальное явление; любовь, брак, социально-психологический тип личности молодого человека [121]. Развернувшийся с начала 90-х годов XX века в нашей стране социально-экономический кризис обнаружил существенные недостатки образования как школьного, так и вузовского, потребовал значительной его модернизации в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников школ и квалификации работников. Основное содержание этой модернизации составили целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в дальнейшем на рынке труда. Поколение российской молодежи (учащихся старших классов и студентов) 1-й половины 90-х гг. оказалось,к сожалению, одним из наиболее инфантильных, аполитичных в мире. В их среде стабильно преобладали настроения политической апатии и конформизма, наблюдался дефицит духовности, падение нравов, пренебрежение простыми нормами нравственности и отрицание ответственности за свои действия перед обществом и государством. Этому во многом способствовало и непрерывное воздействие на молодежь множества конкурирующих между собой средств массовой информации и политических сил.( определяющих |
которая отражала соответствующие политические и нравственно-этические ориентиры, идеалы и стереотипы поведения людей, при этом в государственной политике главной тенденцией выступали выравнивание социокультурных различий между классами, слоями и группами, формирование единой общности «советский народ», «советская молодежь». У студентов 80-х гг. возросла значимость качеств, ориентированных на личные интересы и семью, на узкопонимаемый профессионализм и престижность. Данные об этом периоде приводит В.Т.Лисовский, который сосредоточил свое внимание на приоритетах воспитания студенческой молодежи в конце перестройки, как-то: профессионально трудовая подготовка; формирование мировоззрения и нового политического мышления; мораль и культура; самодеятельные объединения молодежи как социальное явление; любовь, брак, студенческая семья; социальнопсихологический тип личности молодого человека [121]. Развернувшийся с начала 90-х годов XX века в нашей стране социально-экономический кризис, обнаружил существенные недостатки профессионального образования, потребовал значительной модернизации его особенно в аспекте новых требований к уровню квалификации работников, основным содержанием которой стала не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поколение российской студенческой молодежи 1-й половины 90-х гг. оказалось одним из наиболее инфантильных, аполитичных в мире. В среде студентов стабильно преобладали настроения политической апатии и конформизма, наблюдался дефицит духовности, падение нравов, пренебрежение простыми нормами нравственности и отрицание П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 1 6 ответственности за свои действия перед обществом и государством. Этому способствовали непрерывное воздействие на молодежь множества конкурирующих между собой средств массовой информации и политических сил, определяющих противоречивость процессов в молодежном движении. В то же время с начала 90-х годов XX столетия образование и воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации получило объективную возможность развиваться на принципах гуманизма и демократии. Серьезную роль в этом сыграли Конституция Российской Федерации (1993г.) [100], Закон РФ «Об образовании» (1992г.) [65], Конвенция о правах ребенка (1990г.) [98] и так далее. Следует также отметить авторские концепции и теоретические разработки в области воспитания: Л.И.Маленковой [130], Л.И.Новиковой «Методология, теория и практика воспитательных систем» [149]; О.С.Газмана «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» [49]; Е.В.Бондаревской «Гуманизация воспитания старшеклассников» [28]; Н.М.Таланчука «Системно-социальная концепция школьного воспитания» [208]; и ряд документов Министерства образования РФ, развивающих и конкретизирующих идеи и принципы воспитания и обучения (1993-1998г.г.) [82]. Поворот общественного развития России привел к принципиально иному осмыслению задач и содержания воспитания молодежи, вызвал необходимость его обновления, В 1998 г. наметился перелом: студенчество продемонстрировало явные признаки активизации социально-политического сознания. Ускорение процесса созревания гражданского сознания студенческой молодежи, осознание действенности социально —групповой солидарности проявилось в активизации действий вузовских студенческих организаций, проявившейся в проведении ряда всероссийских акций протеста в защиту П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 17 |