деятельности. Другими словами, они являются приверженцами личностноориентированного и деятельностного подходов к воспитанию. За последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством российских исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях формирования общественной жизни России. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы всех субъектов учебновоспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, организация среды воспитания. В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности школы (Е.В.Бондаревская, М.А.Вейт, В.А.Козырев, Л.Е.Сараскина, В.А.Сластенин Ю.Г.Фокин и другие.). Объединившись вокруг идеи «педагогики сотрудничества», отечественные ученые отмечают, что общегуманистические идеи перехода от авторитарной к демократической системе отношений ориентированы на самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самовоспитание личности (Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковский, А.В.Мудрик, Е.А.Ямбург и другие.). Н.М.Тапанчук предлагает «Системно-социальную концепцию воспитания», согласно которой генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных функций семейных, профессиональнотрудовых, гражданских, саморегулятивных [208]. И.П.Иванов [71], А.П.Караковский [86, 87, 88], В.А.Сластенин [196] сторонники воспитания делом, а не убеждениями. Организация |
Реальными и потенциальными трудностями реализации системы воспитания студентов в современных условиях выступают: расширение круга социальных проблем молодежи; неподготовленность специалистов, занимающихся воспитательной работой с молодежью; неготовность молодых людей воспринимать воспитательные воздействия, принимать их и руководствоваться ими во всех проявлениях своей жизни; • влияние средств массовой информации, зачастую насаждающих молодежи псевдокультуру; несогласованность действий и усилий всех занятых воспитательной работой социальных институтов. За последние десятилетие было достигнуто, разделяемое большинством российских исследователей, понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях формирования общественной жизни России. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение степеней свободы всех субъектов учебновоспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; организация среды воспитания. В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (Е.В. Бондаревская, М.А. Вейт, В.А. Козырев, JT.E. Сараскина, В.А. Сластенин Ю.Г. Фокин и др.). Вместе с тем, в современном профессиональном образовании существуют ряд противоречий между: Важное место в воспитании гармонической личности В.А.Сухомлинский отводил формированию потребности в самовоспитании; воспитанию потребностей, точнее гармоническому развитию и взаимосвязи материальных и духовных потребностей. С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский внесли свой вклад в развитие теории всестороннего развития личности и, несмотря на разные подходы к проблеме, возможно выделить общее это, во-первых, опора на индивидуальность личности вослитуемого, его способности и интересы; вовторых, воспитание в деятельности, но не в деятельности вообще, а в полезной обществу, трудовой деятельности. Другими словами, они являются приверженцами личностно-ориентированного и деятельностного подходов к воспитанию. За последние десятилетие было достигнуто разделяемое большинством российских исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях формирования общественной жизни России. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение степеней свободы всех субъектов учебновоспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; организация среды воспитания. В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (Е.В. Бондаревская, М.А. Вейт, В.А. Козырев, Л.Е. Сараскина, В.А. Сластенин Ю.Г. Фокин и др.). Объединившись вокруг идей «педагогики сотрудничества», отечественные ученые отмечают, что общегуманистические идеи перехода от авторитарной к демократической системе отношений ориентированы на П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 21 самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самовоспитание личности (Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковский, А.В.Мудрик, Е.А.Ямбург и др.). Н.М.Таланчук предлагает «Системно-социальную концепцию воспитания», согласно которой генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных функций: семейных, профессиональнотрудовых, гражданских, саморегулятивных [208]. И.П.Иванов [71], А.П.Караковский [86, 87, 88], В.А.Сластенин [196] сторонники воспитания делом, а не убеждениями. Организация деятельности как средства формирования опыта общественного поведения рассматривается ими как сердцевина воспитательного процесса. Целью воспитания является формирование активной личности, способной к сотрудничеству. Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современном образовательном учреждении. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде учащегося создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка ценностных ориентаций молодых людей в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это возможно лишь в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей, обучающей среды образовательного учреждения. Поскольку внеучебные занятия студентов в высших учебных заведениях являются важным направлением учебно-воспитательного процесса, но не всегда отвечают возросшим требованиям общества к уровню воспитанности молодежи, то в образовательном процессе обострились ряд противоречий: П р е д ы д у щ а я с т р а н и ц а 22 |