Проверяемый текст
[стр. 185]

момент всплывают отдельные проявления реакции психики, обычно трактуемые как психопатологические симптомы, которые, однако, не складываются в четкие синдромы и тем более, обычно не достигая нозологии.
л Однако если нарастание напряженности, которую человек переживает в изменившихся условиях, превысит индивидуальный порог толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит!■ личности найти конструктивные пути выхода из ситуации и обеспечит его успешную адаптацию, то усиливается дезорганизация психической деятельности, истощаются психические резервы человека.
В таком случае можно говорить о дезадаптации как достаточно устойчивом сложном психическом состоянии, выражающемся в неадекватном реагировании и поведении личности, которое
обусловлено функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме !\ психотических расстройств.
!г ; Следствие психической напряженности в измененной среде существоI ?! вания при невозможности ее конструктивного использования является нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы как следствие несоответствия типологически обусловленных форм защитных реакции требования стоящей задачи.
Деструктивные последствия такого состояния проявляются в двух формах агрессии и бегстве от ситуации.

Первый тип агрессивный в простейшей форме можно представить как * атаку на препятствие.
Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на
товарищей, знакомых, не причастных к самой причине агрессии, т.е.
вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных
«заместителях».
Это может выражаться в грубости по отношению к
товарищам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требова
[стр. 195]

ность организма, но снижает надежность деятельности.
Таким образом, происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека в целях организации нового уровня психической деятельности.
3.
На этапе острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.
Основными из этих факторов является неожиданность ситуации, ее непредсказуемость, отсутствие опыта конструктивного решения проблем.
Таким образом, на этом этапе человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма.
На этом же этапе впервые проявляется защитные реакции необходимый составной компонент адаптационного процесса как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающее к адаптации.
Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, которое препятствует рациональным процессам.
Человек волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением.
В это момент всплывают отдельные проявления реакции психики, обычно трактуемые как психопатологические симптомы, которые, однако, не складываются в четкие синдромы и тем более, обычно не достигая уровня нозологии.
Однако если нарастание напряженности, которую человек переживает в изменившихся условиях, превысит индивидуальный порог толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути выхода из ситуации и обеспечит его успешную адаптацию, то усиливается дезорганизация психической деятельности, истощаются психические резервы человека.
В таком случае можно говорить о дезадаптации как достаточно устойчивом сложном психическом состоянии, выражающемся в неадекватном реагировании и поведении личности, которое
обу195

[стр.,196]

словлено функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме психотических расстройств [7, 80, 104, 110, 130, 149, 162, 387, 411].
Следствие психической напряженности в измененной среде
существования при невозможности ее конструктивного использования является нервнопсихическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы как следствие не соответствия типологически обусловленных форм защитных реакции требования стоящей задачи.
Деструктивные последствия такого состояния проявляются в двух формах агрессии и бегстве от ситуации
[174, 205, 226].
Первый тип агрессивный в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие.
Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на
сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии, т.е.
вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных
“заместителях”.
Это может выражаться в грубости по отношению к
сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности.
Второй тип бегство от ситуации характеризует “уходом” человека в свои переживания, воспроизведение собственных негативных состояний, само копание, самообвинения и т.п.
Развиваются тревожно-депрессивные симптомы.
Человек начинает видеть самого себя источником всех своих бед, а отсюда чувство полной безысходности.
Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир тягостных раздумий.
Нередко им видится единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем уход из жизни, этот механизм лежит в основе применения психоактивных веществ, для коррекции своего состояния [91, 108].
В случае развития дезадаптации, по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких пси196

[Back]