Проверяемый текст
[стр. 187]

187 к фория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение «полной» свободы и «неограниченных» возможностей наступает состояние адаптированности, перехода к эффективному решению проблем в новых условиях жизни [367, 467].
Если это состояние связано с формированием незрелых форм защиты, что лежит в основе предпосылок развитию дистресса истощению резервных возможностей в изменившихся условиях [465].
После экстремальных психотравмирующих ситуаций необходимо обеспечить профилактику срывов, острых психических реакций, посттравматических стрессовых расстройств, аутоагрессии, за счет медикопсихологической помощи для лиц, попавших в кризисную ситуацию [387].
Обычно психотравмирующими ситуациями являются, ситуации
восприни! маемые как представляющие угрозу для жизни или для целостности лично-I ' сти, т.е.
ситуации которые лежат за пределами предыдущего опыта личности и идут в разрез с
ее глубинными морально-этическими нормами.
Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни, серьезную психическую или физическую травму себя или кого-либо другого.

Негативная эмоциональная реакция выступает защитным механизмом, который на фоне
сужения сознания (изменения соотношения смысла и значения деятельности) вследствие утомления и нарушения функционирования 1-I чувственной и биодинамической ткани, может высвобождаться и занимать I ( доминирующее место.
Это сопровождается ухудшением результатов
деятельности.
Итак, в экстремальных условиях у малолетнего возникают измененные психические состояния взаимодействия психических процессов, что является фактором риска, снижения адекватности поведения; эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активизации, либо торможения отдельных психических процессов.
Вместе с тем влияние особых условий определяется не только объективной экстремальностью,
опасностью ситуации, но и отношения чело-В 1 т I века к ним какой смысл они имеют для него, как у него сформировались
[стр. 197]

хических изменений личности.
Возникает проблема психического здоровья человека, могут возникнуть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и оказана соответствующая помощь.
4.
При развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении он вступает в этап завершающего психического напряжения.
Здесь происходит своеобразная подготовка психики человека к возвращению к экономным режимам функционирования и реакции или подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям.
В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, более понятные как симптомы томительного ожидания.
При этом личность вовлечена в переживания в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни.
5.
Этап острых психических реакций выхода в какой-то степени аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности.
Под выходом подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась длительное время.
Для этого этапа характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение “полной” свободы и “неограниченных” возможностей наступает состояние адаптированности реакция эвстресса, перехода к эффективному решению проблем в новых условиях жизни [367, 467].
Если это состояние связано сформированием не зрелых форм защиты, что лежит в основе предпосылок развитию дистресса истощению резервных возможностей в изменившихся условиях [465].
После экстремальных психотравмирующих ситуаций необходимо обеспечить профилактику срывов, острых психических реакций, посттравматических стрессовых расстройств, аутоагрессии, за счет медико-психологической помощи для лиц, попавших в кризисную ситуацию [387].
Обычно психотравмирующими ситуациями являются, ситуации
воспринимаемые как представ197

[стр.,198]

198 ляющие угрозу для жизни или для целостности личности, т.е.
ситуации которые лежат за пределами предыдущего опыта личности и идут в разрез с
её глубинными морально-этическими нормами.
Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни, серьезную психическую или физическую травму себя или кого-либо другого,
резкое изменение социального статуса или окружения, что является профессионально значимыми рисками (ситуациями) для сотрудников ОВД.
Часто психическая травма сопровождается хроническими заболеваниями, алкогольной или медикаментозной зависимостью, наркоманией, социальными и семейными проблемами или серьезными изменениями в настроении и поведении, например, мыслями о самоубийстве.
Исследования показали, что особое влияние на общий эмоциональный фон в экстремальных ситуациях оказывают аффективные проявления со стороны командира или сотрудников, считающихся среди коллег наиболее опытными [371].
Их эмоциональное состояние является индикатором для других сотрудников в оценке оперативной обстановки (при всей ее неясности и новизне) вероятности достижения цели операции, сохранения жизни и здоровья.
Негативные проявления со стороны новых членов группы воспринимаются как должное и практически не снижают сценичности общего эмоционального фона.
Негативная эмоциональная реакция выступает защитным механизмом, который на фоне
снижения сознания (изменения соотношения смысла и значения профессиональной деятельности) вследствие утомления и нарушения функционирования чувственной и биодинамической ткани, может высвобождаться и занимать доминирующее место.
Это сопровождается ухудшением результатов
трудовой деятельности, а развитие выдержки и способности стойко переносить тяготы и лишения профессиональной деятельности снижает вероятность возникновения инцидентов по этой причине.
В экстремальных ситуациях зачастую приходится осуществлять совмещение нескольких видов деятельности.
Исследования отечественных психологов показывают, что чем более комплексный характер носят задачи, поставлен

[стр.,201]

201 В сверхэкстремальной ситуации у сотрудника возникают такие негативные патологические состояния организма, истощение резервов, срыв адаптации.
При этом характерны следующие из перечисленных выше стресс факторов: опасность, отрицательное эмоциональное воздействие, неприятные физические ощущения и психологическое и физическое утомление.
Вместе с тем могут складываться способы мобилизации скрытых ранее резервов, открывается «второе дыхание».
Готовя сотрудников к подобным ситуациям, важно обучать их приемам психологического самовосстановления после профессиональных сверх нагрузок.
Итак, в экстремальных условиях у человека возникают измененные психические состояния взаимодействия психических процессов, что является фактором риска, снижения надежности действии сотрудника; эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активизации, либо торможения отдельных психических процессов.
Вместе с тем влияние особых условий определяется не только объективной экстремальностью,
сложностью задания, опасностью ситуации, но и отношения человека к ним какой смысл они имеют для него, как у него сформировались приемы адаптации к этой ситуации, сложилось ли отношение к экстремальной ситуации как к новому шансу выработки у себя принципиально новых позитивных качеств.
Прогнозирование поведения человека в экстремальной ситуации важно для профотбора, профессионального обучения.
Особые условия возникают, как упоминалось выше, также и в социальной профессиональной среде.
Так, нередко складываются ситуации изменения или утраты статуса, ранга (сняли с работы, переместили на другую должность).
Эти условия могут активизировать негативные характеристики сотрудника неадекватную профессиональную самооценку, тревогу, страх, зависть, эмоциональный дискомфорт, карьеристские установки.
Негативное влияние может оказать повышение в должности людей, склонных к завышенной самооценке, карьеризму.
Их действия могут стать серьезным препятствием для выполнения подчиненными возложенных задач.

[Back]