Проверяемый текст
[стр. 202]

интерес рассмотрение некоторыми авторами воли как способности к сознательному, намеренному преодолению препятствий.
Л.С.Выготский [100104] рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли (волевого действия).
Он включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию.
К.Н.Корнилов
[188] рассматривает волю как способность преодолевать препятствия и доводить действия до намеченной цели, а В.И.Селиванов [326]как особую форму отражения, регулирующую действия человека в условиях намеренного преодоления препятствий.
Он считает регулирующую функцию воли основной и видит сущность регуляции в «мобилизации личностью своих психических и физических возможностей (т.е.
в нашем понимании копинг-ресурсов) для преодоления трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков».
П.В.Симонов
[333] рассматривает волю как «потребность преодоления препятствий».
Он полагает, что филогенетической предпосылкой волевого
поведения является «рефлекс свободы», описанный И.П.Павловым.
«Рефлекс свободы» это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом.
«Не будь его, писал И.П.Павлов об этом «рефлексе», всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни»
[260].
Хотя И.М.
Сеченов [332] считается «отцом» рефлекторной теории воли, его с успехом можно считать первым ученым, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции.
Ведь его слова о том, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, есть не что иное, как отражение именно такого понимания.
По Л.М.Веккеру
[92], воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия.
В.К.Калин считает, что исследования феномена воли в рамках анализа
[стр. 264]

динамическую, энергетическую основу личности.
Еще в 1894 году Т.Рибо [479] рассматривал волю как способность, связанную с побуждением к действию.
По его мнению, воля выражается не только в побуждении действий, но и их торможении.
Но1оЬап С.1., Мооь К.Н.
[674] считает, что волевой акт направлен на регуляцию побуждений к действию (при затруднениях) через соединение личностных тенденций с силой мотивов и намеченной целью.
Нарушение волевой регуляции поведения проявляется в расстройствах побуждений, рассматриваемых как понижение или повышение динамических основ личности, ее жизнедеятельности, активности, энергии, витальности, инициативы.
[34, 40, 162, 668] По мнению Регге^е Р.Ь.
[700] сама воля может пониматься как своего рода игра аффективных и, следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняемыми (моральное чувство и др.).
В рамках проведенного исследования копинг-поведения представляет интерес рассмотрение некоторыми авторами воли как способности к сознательному, намеренному преодолению препятствий.
Ряд авторов [141, 146] считал основной функцией воли преодоление препятствий.
П.С.Выготский [142, 143] рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли (волевого действия).
Он включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию.
К.Н.Корнилов
[290] рассматривает волю как способность преодолевать препятствия и доводить действия до намеченной цели, а В.И.Селиванов [498-499]как особую форму отражения, регулирующую действия человека в условиях намеренного преодоления препятствий.
Он считает регулирующую функцию воли основной и видит сущность регуляции в «мобилизации личностью своих психических и физических возможностей (т.е.
в нашем понимании копинг-ресурсов) для преодоления трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков».
П.В.Симонов
[507-511] рассматривает волю как «потребность преодоления препятствий».
Он полагает, что филогенетической предпосылкой волевого
264

[стр.,265]

поведения является «рефлекс свободы», описанный И.П.Павловым.
«Рефлекс свободы» это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом.
«Не будь его, писал И.П.Павлов об этом «рефлексе», всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни»
[428].
Хотя И.М.
Сеченов [504] считается «отцом» рефлекторной теории воли, с таким же успехом его можно считать первым ученым, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции.
Ведь его слова о том, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, есть не что иное, как отражение именно такого понимания.
По Л.М.Веккеру
[120], воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия.
Регулирующую роль воли отмечали также A.Ц.Пуни [470], П.А.Рудик [468] и др.
[].
В.К.Калин [258-259] считает, что исследования феномена воли в рамках анализа предметного действия не привели к успеху в раскрытии сущности воли.
Специфику воли указанный исследователь видит в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройки их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта.
Как и Л.С.Выготский, B.К.Калин [258-259] главную задачу воли видит в том, чтобы обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями.
В целом зарубежная и отечественная психология воли сегодня представлена довольно большим количеством научных работ, многие из которых выражают противоположные взгляды.
Поскольку проблема формирования стрессоустойчивости и психология воли являются очень близкими понятиями, то мы позволим себе представить далеко не полный перечень работ по проблеме психологии воли [2,53,54, 916 107-111, 119, 131, 150, 179,201,212,258,259,275, 276, 290, 306, 373, 422,498, 523, 614, 616].
265

[Back]