Проверяемый текст
[стр. 220]

и * 220 там, между показателями 1и 3 групп по 5,6,7,8 октантам.
Малолетние с адаптивным типом копинг-поведения хотели бы быть более самостоятельными, менее самоуверенными, скептичными, упрямыми, подчиняемыми, зависимыми, чем считали себя.
Они испытывали характерное для своего положения определенное недовольство собой, обеспечивающее, при наличии уверенности в себе, тенденцию к
самосовершенствованию Малолетние второй группы хотели бы быть более уверенными в себе, [ самостоятельными, менее упрямыми, менее пассивными, подчиняемыми, заР I : а * висимыми от других.
Малолетние с дезадаптивным типом копинг-поведения хотели бы быть более уступчивыми, самостоятельными и менее скептичными.
Низкий уровень притязаний к своему «идеальному Я» объясняется отсутствием существенного расхождения между идеальным и «реальным Я» и отражает отсутствие стремления к самоусовершенствованию, перспективы личностного развития испытуемых данной группы.
Анализ показателей по сферам «Я —реальное» и «Я идеальное» у
ма* лолетних первой группы показывает умеренное расхождение, в среднем в 1,6 I балла, между этими по всем октантам, кроме восьмой.
Высокая степень расхождения между показателями сфер «Я реальное» и «Я идеальное», в среднем в 3,6 балла, выявлена у
малолетних второй группы.
У малолетних третьей группы расхождение в баллах между сферами «Я реальное» и «Я идеальное» составило только 0,5 балла в среднем.
Полученные результаты свидетельствуют об умеренном расхождении между конструктами Я «Я реальное» и «Я идеальное» у
1 группы; выраженном расхождении между ними .
у 2 группы и фактическом отсутствии расхождений у 3 труппы.
Трактовка природы рассогласования между конструктами Я и его
по-I к »• следствиями неоднозначна и требует анализа, учитывающего взгляды других авторов по этой проблеме.
Некоторые исследователи предлагают рассматривать разрыв между реальным и идеальным составляющими Я не как нарушение, а как признак взрослости.
[стр. 285]

(7,4 балла) октантам.
Наиболее низкая оценка в 2 балла получена по 4 октанте.
Сравнительный анализ структуры Я идеальное выявил статистически достоверные различия между показателями групп сотрудников с задаптивным типом копинг-поведения и курсантов по 1,4,5,6,7,8 октантам, между показателями групп с адаптивным и дезадаптивным копинг-поведением сотрудников по 5,6,7,8 октантам.
Сотрудники с адаптивным типом копинг-поведения хотели бы быть более лидерствующими, самостоятельными, менее самоуверенными, скептичными, упрямыми, подчиняемыми, зависимыми, чем считали себя.
Они испытывали характерное для своего положения определенное недовольство собой, обеспечивающее, при наличии уверенности в себе, тенденцию к
самоусовершенствованию Курсанты хотели бы быть более уверенными в себе, самостоятельными, менее упрямыми, менее пассивными, подчиняемыми, зависимыми от других.
Сотрудники с дезадаптивным типом копинг-поведения хотели бы быть более уступчивыми, самостоятельными и менее скептичными.
Низкий уровень притязаний к своему идеальному Я объясняется отсутствием существенного расхождения между идеальным и реальным Я и отражает отсутствие стремления к самоусовершенствованию, перспективы личностного развития испытуемых данной группы.
Анализ показателей по сферам Я реальное и Я идеальное у
здоровых сотрудников и проявляющих социально-адаптивное поведение, показывает умеренное расхождение, в среднем в 1,6 балла, между этими по всем октантам, кроме восьмой.
Высокая степень расхождения между показателями сфер «Я реальное» и «Я идеальное», в среднем в 3,6 балла, выявлена у
курсантов.
У больных сотрудников расхождение в баллах между сферами «Я реальное» и «Я идеальное» составило только 0,5 балла в среднем.
Полученные результаты свидетельствуют об умеренном расхождении между конструктами Я «Я реальное» и «Я идеальное» у
здоровых сотрудников; выраженном расхождении между ними у курсантов и фактическом отсутствии расхождений у больных со285

[стр.,286]

трудников.
Трактовка природы рассогласования между конструктами Я и его
последствиями неоднозначна и требует анализа, учитывающего взгляды других авторов по этой проблеме.
Некоторые исследователи предлагают рассматривать разрыв между реальным и идеальным составляющими Я не как нарушение, а как признак взрослости.

Так, 1ог§епзеп К..8., Эизек I.
[679] обследовали несколько групп школьников и установили, что с возрастом разрыва между реальным и идеальным Я увеличивается.
1оп51оп В.К.
[678] установил, что разрыв между идеальным и реальным Я усиливается в возрасте от 8 до 13 лет.
По мнению ОШНсЬ Е.
[698], многие проблемы, характерные для подросткового возраста, объясняют увеличение расхождения между реальным и идеальным Я.
Это расхождение в клинической психологии считается тревожным симптомом, поскольку ведет к нарушениям в поведении и психике, к неадаптивности ребенка.
Большое расхождение между реальным и идеальным Я, ло мнению Хорни, нередко ведет к депрессии, обусловленной недостаточностью идеала.
В.А.Ташлыков [542] также рассматривает значительное расхождение между реальным и идеальным Я как возможную причину серьезных внутренних и внешних трудностей.
Исследование особенностей и уровня самооценки у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами различного генеза, проведенное Л.И.Вассерманом с соавт.
[114] при помощи методики Т.Лири исследование показало, что у больных неврозами отмечается полное несовпадение структур реального и идеального Я, что, по мнению авторов, обуславливает неадекватный характер межличностных отношений.
Для больных эпилепсией и сосудистыми заболеваниями мозга характерной оказалась согласованность самоописаний реальных и предпочитаемых качеств.
У них определен установочный характер самооценки, оцениваемой авторами, как вызывающий трудности функционирования и обеспечивающий недостаточно пластичное поведение.
286

[Back]