Ж. Б. Сэй замечает, что быть благоразумным в вопросах потребления Щ трудно. Две крайности, в которые могут впасть люди, потребляя скупость и расточительность. Эти крайности он считает и наиболее типичными в потреблении, так как вопросу их влияния на народное хозяйство преимущественно и посвящена книга о потреблении. В целом же вклад классической школы в разработку проблемы потребления невелик. Хотя классики и изучали вопрос влияния потребления на народнохозяйственную жизнь, сама сущность потребления оставалась вне поля их анализа. Потребление рассматривалось ими как функция производства. В середине XIX века произошел пересмотр как предмета, так и метода исследования экономической науки. Вместо науки о богатстве, законах его производства и распределения, политическая экономия превратилась в науку о человеке. Это потребовало внимательного изучения потребностей и потребления. В. Рошер, основоположник немецкой исторической школы, уделяет вопросам потребления значительное взимание. На основе собранного им исторического материала по разным странам и изучения работ своих предшественников он предпринимает попытку научной систематики потребления. Этому он посвящает специальную V книгу своего труда, где рассматривает сущность потребления, его классификацию, отношение между производством и потреблением, бережливость и сбережение. Специальную главу он посвящает учению о роскоши рассматривает ее понятие, историю и политику по вопросу о роскоши. У К. Маркса исходным пунктом экономики называется то производство, то труд индивидуума, что некоторым образом затрудняет понимание. Как же связано производство с потреблением? Производство и потребление выступают у Маркса исходной точкой экономики как особой сферы человеческой жизнедеятельности, сливаясь в |
28 потреблении, так как вопросу их влияния на народное хозяйство преимущественно и посвящена книга о потреблении [56]. В целом же вклад классической школы в разработку проблемы потребления невелик. Хотя классики и изучали вопрос влияния потребления на народнохозяйственную жизнь, сама сущность потребления оставалась вне У^ поля их анализа. Потребление рассматривалось ими как функция производства. В середине XIX века произошел пересмотр как предмета, так и метода исследования экономической науки. Вместо науки о богатстве, законах его производства и распределения, политическая экономия превратилась в науку о человеке. Это потребовало внимательного изучения потребностей и потребления. ^ В. Рошер, основоположник немецкой исторической школы, уделяет вопросам потребления значительное взимание. На основе собранного им исторического материала по разным странам и изучения работ своих предшественников он предпринимает попытку научной систематики потребления. Этому он посвящает специальную V книгу своего труда, где рассматривает сущность потребления, его классификацию, отношение между производством и потреблением, бережливость и сбережение. Специальную главу он посвящает учению о роскоши — рассматривает ее понятие, историю и политику по вопросу о роскоши. Первую серьезную попытку систематического использования материалов исследования массового потребления предпринял Э. Энгель. Анализируя бюджеты семей рабочих, он задался целью определить величину потребления, чтобы выяснить соотношение между нормальным потреблением и нормальным производством. Группируя бюджеты по их средней доходности, чтобы проанализировать их в динамике, он устанавливает обратную зависимость между размерами дохода рабочей Ч 4^i 30 у К, Маркса исходным пунктом экономики называется то производство, то труд индивидуума, что некоторым образом затрудняет понимание. Как же связано производство с потреблением? Согласно анализу Д.Ю. Миропольского, ввзаимосвязь потребления и производства прослеживается по трем направлениям: Во-первых, производство как исходный пункт есть непосредственно потребление, потребление есть непосредственно производство. Тождество производства и потребления дает, производительное потребление, а тождество потребления с производством потребительное производство. Во-вторых, производство и потребление выступают как средства для становления друг друга. В-третьих, производство и потребление, совершаясь, создают друг друга bt и себя как другое. Таким образом, производство и потребление выступают у Маркса исходной точкой экономики как особой сферы человеческой деятельности, сливаясь в продукте как процессе производства и потребления [105, с. 167]. Как утверждает К. Маркс, продукт проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении. Потребление придает продукту завершенность, т.к. продукт есть результат производства как предмет для деятельного индивида. V В "Капитале" исходным пунктом рассуждений является не производство, а товар. Товар следует рассматривать в качестве особенной формы продукта в особенном типе хозяйства капиталистическом. Товар связан с потребностями человека: «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря своим свойствам, удовлетворяет какиелибо человеческие потребности.» [74, с. 41]. Стоит все же отметить, что непосредственный анализ природы потребительского выбора К. Маркс не проводил. Основание для отказа от подобного анализа, видимо, приведено в |