Проверяемый текст
Григорьев, Иван Валериевич; Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект (Диссертация 2004)
[стр. 66]

по Маршаллу, является применение его для обеспечения каждой семье средств существования и культуры, а также для создания обилия высших форм наслаждения коллективного пользования.
Тогда удовольствия, приносимые им, могут становиться все более глубокими по мере расширения тех высших форм деятельности, для которых оно применяется.
Всякое увеличение богатства усиливает
наполненность и благородство человеческой жизни, так как его предназначение преимущественно удовлетворение подлинных потребностей.
Но при этом Маршалл отмечает и «отвратительную жажду богатства» как средства, обеспечивающего
Ф * возможность «жить напоказ».
Законы против роскоши оказывались тщетными.
Было бы огромным достижением, если моральный дух общества смог бы побудить людей избегать хвастовства индивидуальным богатством.

Важную роль в развитии теории потребления сыграл В.
Зомбарт (18631941).
Его воззрения изложены в
работе «Современный капитализм» (1902).
Для В.
Зомбарта не существует сомнений в вопросе о роскоши.
Он считает, что не существует столь расточительных трат, столь утонченных наслаждений жизнью, которые бы не могли найти своей санкции и потому оправдания в личности своего исполнителя.
Дух он подчиняет чувственности, жизни без идеалов.
Отсутствие идеалов заменяется им «жизнью в красоте», единственным признаком которой является техническая целесообразность.
К этому выводу он приходит вследствие сравнения
периодов первой половины XIX века с началом XX го.
Век XIX он считает временем страшной грубости и безвкусицы из-за особенного характера образования того времени.
«Будучи бедны материальными блага
добродетель, строили делали идеалов и оттуда с презрением взирали всякую чувственность и телесность.
В ходу были воздержание и скромность...
Мысль, идея, ученость восседали на троне как неограниченные властители...».

# 39 Михайлова Л И Социология культуры.
Учебное пособие -М ФАИР-ПРЕСС, 1999 С 234-235
[стр. 37]

37 выделиться среди окружающих, потешить свое тщеславие.
Жаждою превосходства Маршалл объясняет не только желание выделиться с помощью внешних признаков, но и внутренних расширение круга интересов человека, стремление к совершенству ради него самого.
Это возникает из наслаждения, которое люди получают от развития собственных ^ способностей.
Поэтому, «хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности» [77, с.
152].
Маршалл утверждает преимущество коллективных форм использования богатства над частными большим удовольствием от его великолепия, не омраченным личным тщеславием, с одной стороны, и завистью — с другой.
' ^ Поэтому он выступает за мудрое размещение великолепия, сосредоточенное вокруг общественных зданий, в общественных парках, в общественных собраниях произведений искусства, в общественных центрах спортивных состязаний и развлечений.
Следовательно, критерием благородности богатства, по Маршаллу, является применение его для обеспечения каждой семье средств существования и культуры, а также для создания обилия высших форм наслаждения коллективного пользования.
Тогда удовольствия, приносимые им, могут становиться все более глубокими по мере расширения ^ тех высших форм деятельности, для которых оно применяется.
Всякое увеличение богатства усиливает
наполненость и благородство человеческой жизни, так как его предназначение — преимущественно удовлетворение подлинных потребностей.
Но при этом Маршалл отмечает и «отвратительную жажду богатства» как средства, обеспечивающего
возможность «жить напоказ».
Законы против роскоши оказывались тщетными.
Было бы огромным достижением, если моральный дух общества смог бы побудить людей избегать хвастовства индивидуальным богатством.


[стр.,39]

-»^^^ П X 3 9 превратится в доминирующую общественную науку.
Поэтому он сосредоточил основное внимание на понятии «социального организма», на этических аспектах хозяйственной жизни общества.
Развитие человека, по мнению Шмоллера, в принципе происходит в направлении лучшей жизни и более возвышенного образа мыслей.
Однако основные мотивы человеческих поступков — соперничество и враждебность [81].
Важную роль в развитии теории потребления сыграл В.
Зомбарт (18631941).
Его воззрения изложены в
«Современном капитализме» (1902).
Для В.
Зомбарта не существует сомнений в вопросе о роскоши.
Он считает, что не существует столь расточительных трат, столь утонченных наслаждений жизнью, которые бы не могли найти своей санкции и потому оправдания в личности своего исполнителя.
Дух он подчиняет чувственности, жизни без идеалов.
Отсутствие идеалов заменяется им «жизнью в красоте», единственным признаком которой является техническая целесообразность.
К этому выводу он приходит вследствие сравнения
первой половины XIX века с началом XX го.
Век XIX он считает временем страшной грубости и безвкусицы из-за особенного характера образования того времени.
«Будучи бедны материальными благами,
в нищенской обстановке, они делали из бедности добродетель, строили себе мир идеалов и оттуда с презрением взирали на всякую чувственность и телесность.
В ходу были воздержание и скромность...
Мысль, идея, ученость восседали на троне как неограниченные властители...»
[81, с.
234-235].
«...этому поколению литераторов, философов и эстетиков, бедных кошельком, но богатых сердцем, несвойственно было из принципа или по недостатку средств настоящее понимание материального благополучия, украшения внешней жизни» [81, с.
234].
В XX веке все жизнепонимание претерпевает перемены.
Пробуждается вкус к видимому здешнего мира, красивой форме внешних предметов для радости жизни и наслаждений.
Художественное ощущение становится

[Back]