«...этому поколению литераторов, философов и эстетиков, бедных кошельком, но богатых сердцем, несвойственно было из принципа или по недостатку средств настоящее понимание материального благополучия, украшения внешней жизни».40 В XX веке все жизнепонимание претерпевает перемены. Пробуждается вкус к видимому здешнего мира, красивой форме внешних предметов для радости жизни и наслаждений. Художественное ощущение становится определяющим началом всего образа жизни. Его прогноз на ближайшие 20-30 лет грядущее поколение будет вести жизнь, пропитанную красотой и довольством. Это будет поколение, для которого наслаждение, радость жизни * « сделаются спутниками земных странствии. Количественно потребность в изящном возрастет безмерно, так что роскошь императорского Рима, Венеции и Версаля превратится в ничто. При этом В. Зомбарт обращает внимание на то, что деловая и торговая жизнь уже пропитывается красотой. Это видно из удобного устройства и эстетической обстановки отелей, ресторанов, магазинов, салонов для стрижки и бритья. Серьезной критике подверг взгляды В. Зомбарта русский экономист, философ и богослов С. Н. Булгаков (о. Сергий). Он указывает на ограниченность физиологических потребностей, удовлетворение которых имеет предел. Чтобы продолжать извлекать с их помощью наибольшее количество потребности следует Для этого и привлекается эстетика на службу чувственности. «Уже в одном этом словосочетании заключается чудовищное противоречие, ибо прекрасное по своей метафизической природе неотделимо от доброго и эстетика от этики, но для эпикурейского эстетизма, задающего тон современному декадентству, характерен именно этот эстетизм, вне всякой его связи с высшими деятельностями духа, следовательно, в подчинении низшим».404141 40Там же. С 234 41Булгаков С Н Задачи политической экономики // Труды по социологии и теологии В 2-х т. Т 1. М : Наука, • 1999 С 235. |
-»^^^ П X 3 9 превратится в доминирующую общественную науку. Поэтому он сосредоточил основное внимание на понятии «социального организма», на этических аспектах хозяйственной жизни общества. Развитие человека, по мнению Шмоллера, в принципе происходит в направлении лучшей жизни и более возвышенного образа мыслей. Однако основные мотивы человеческих поступков — соперничество и враждебность [81]. Важную роль в развитии теории потребления сыграл В. Зомбарт (18631941). Его воззрения изложены в «Современном капитализме» (1902). Для В. Зомбарта не существует сомнений в вопросе о роскоши. Он считает, что не существует столь расточительных трат, столь утонченных наслаждений жизнью, которые бы не могли найти своей санкции и потому оправдания в личности своего исполнителя. Дух он подчиняет чувственности, жизни без идеалов. Отсутствие идеалов заменяется им «жизнью в красоте», единственным признаком которой является техническая целесообразность. К этому выводу он приходит вследствие сравнения первой половины XIX века с началом XX го. Век XIX он считает временем страшной грубости и безвкусицы из-за особенного характера образования того времени. «Будучи бедны материальными благами, в нищенской обстановке, они делали из бедности добродетель, строили себе мир идеалов и оттуда с презрением взирали на всякую чувственность и телесность. В ходу были воздержание и скромность... Мысль, идея, ученость восседали на троне как неограниченные властители...» [81, с. 234-235]. «...этому поколению литераторов, философов и эстетиков, бедных кошельком, но богатых сердцем, несвойственно было из принципа или по недостатку средств настоящее понимание материального благополучия, украшения внешней жизни» [81, с. 234]. В XX веке все жизнепонимание претерпевает перемены. Пробуждается вкус к видимому здешнего мира, красивой форме внешних предметов для радости жизни и наслаждений. Художественное ощущение становится >ч 1*L 40 определяющим началом всего образа жизни. Его прогноз на ближайщие 20-30 лет — грядущее поколение будет вести жизнь, пропитанную красотой и довольством. Это будет поколение, для которого наслаждение, радость жизни сделаются спутниками земных странствий. Количественно потребность в изящном возрастет безмерно, так что роскошь императорского Рима, Венеции и Версаля превратится в ничто. При этом В. Зомбарт обращает внимание на то, что деловая и торговая жизнь уже пропитывается красотой. Это видно из удобного устройства и эстетической обстановки отелей, ресторанов, магазинов, салонов для стрижки и бритья. Серьезной критике подверг взгляды В. Зомбарта русский политэконом, философ и богослов С. Н. Булгаков (о. Сергий). Он указывает на ограниченность физиологических потребностей, удовлетворение которых имеет предел. Чтобы продолжать извлекать с их помощью наибольшее количество наслаждений, потребности следует утончать. Для этого и привлекается эстетика на службу чувственности. «Уже в одном этом словосочетании заключается чудовищное противоречие, ибо прекрасное по своей метафизической природе неотделимо от доброго и эстетика от этики, но для эпикурейского эстетизма, задающего тон современному декадентству, характерен именно этот эстетизм, вне всякой его связи с высшими деятельностями духа, следовательно, в подчинении низшим» [17, с. 235]. Не приемлет С. Булгаков и чистый аскетизм, самое последовательное и решительное выражение которого дает религия буддизма, различные философские и религиозные секты. Если гедонизм хочет дух отдать в плен материи, то аскетизм стремится его совершенно от нее освободить. Тело и его жизнь, всякая радость жизни для аскета — абсолютное зло. Следовательно, убивай свою плоть, сокращай потребности, отрицай богатство как соблазн и величайшее зло — такова заповедь аскетизма. Но почему должна быть гонима из жизни радость? С. Булгаков с этим не согласен. Он — за богатство и его рост, но не как абсолютную ценность, а |