% Образ «человека потребляющего» с позиций учения протестантизма мы видим у Макса Вебера. Его основные черты аскетическая бережливость и рационализм, проистекающие из так называемого «мирского аскетизма». Особенность христианского аскетизма на Западе, по Веберу, состоит в его рациональном характере. Он являет собой не самоистязание и неприятие мирской жизни, а метод рационального жизненного поведения, цель которого состоит в освобождении человека от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей, подчинении всей жизни планомерному стремлению, постоянному самоконтролю. Цель аскезы создание условий для деятельной, осмысленной, светлой жизни; настоятельная задача уничтожение * непосредственного чувственного наслаждения жизнью, главное средство упорядочение жизни своих адептов.42Это — и у католиков, и у кальвинистов. Рациональное приобретательство угодно Богу и должно быть утилитарно использовано на благо каждого человека и общества в целом. Богатство должно служить практически полезным целям. Мирская аскеза запрещала иррациональное использование богатства показную роскошь, излишества, инстинктивную жадность поскольку имущество само по себе является + искусом. То есть стремление к богатству как самоцели порочно, а стремление к богатству как результату профессиональной деятельности есть Божье благословение. Поэтому же самым тяжким грехом в протестантизме считается бесполезная трата времени. Светские развлечения, «пустая болтовня», роскошь, даже превышающий необходимое время сон (более шести, в крайнем случае восьми часов) морально недопустимы, т.к. жизнь человека коротка и должна быть использована для подтверждения своего призвания. Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, не использован для приумножения славы Его. Пустым, а иногда и вредным занятием считается созерцание, если оно осуществляется в ущерб профессиональной деятельности. |
'•^ > ^ 43 становится культ наслаждения (эстетического или неэстетического), мы имеем дело с роскошью. По мнению С. Булгакова, такой взгляд на богатство в Евангелии. Оно не гонит человеческой радости и не клеймит чувственное удовольствие. Оно не осуждает культуру и экономический прогресс. Но оно предостерегает от плена духа в заботах о богатстве. Причем, у святых отцов присутствует развитие взглядов по вопросу о земном богатстве — от полного пренебрежения им, преобладания аскетического момента, до признания положительной стороны в зависимости от происхождения собственности и ее употребления. Таким образом человек С. Булгакова — не простой автомат, машина, считающая интересы в стремлении достичь наибольшей выгоды с наименьшими затратами, как это представлено в абстракции «экономического человека», а всегда самоопределяющееся существо, личность. Перед ней стоит задача примирить свои возрастающие потребности с аскетикой (самоограничением в своих стремлениях), которая в каждой эпохе меняет свой облик. Образ «человека потребляющего» с позиций учения протестантизма мы видим у Макса Вебера. Его основные черты — аскетическая бережливость и рационализм, проистекающие из так называемого «мирского аскетизма». Особенность христианской аскезы на Западе, по Веберу, состоит в ее рациональном характере. Она являет собой не самоистязание и неприятие мирской жизни, а метод рационального жизненного поведения, цель которого состоит в освобождении человека от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей, подчинении всей жизни планомерному стремлению, постоянному самоконтролю. Цель аскезы — создание условий для деятельной, осмысленной, светлой жизни; настоятельная задача — уничтожение непосредственного чувственного наслаждения жизнью, главное средство — упорядочение жизни своих адептов [24, с. 155]. Это — и у .'•^ >ч 44 католиков, и у кальвинистов. Отличие кальвинистской аскезы от средневековой состоит в отказе от советов Евангелия и преобразовании ее в мирскую аскезу. Аскетические идеалы стали осуществляться в рамках мирской профессии. Кальвинизм дал стимул к аскезе широким слоям религиозно настроенных людей учением о предопределении Богом к спасению. Духовную аристократию монахов вне мира вытеснила духовная аристократия святых в миру. Божественная милость, дарованная избранным и потому святым, требовала не снисходительности к грешнику и готовности помочь своему ближнему в осознании слабости, а ненависти и презрения к нему как к врагу Господа. Отсюда необходимость постоянного самоконтроля своего избранничества, ведения религиозных дневников для записи своих грехов и искушений, а таклсе успехов в деле спасения души. Новый Завет осуждает богатство как таковое, ибо оно таит в себе опасность искушений. Стремление к богатству бессмысленно по сравнению с бесконечно превышающим его значением царства Божьего. Здесь аскеза направлена против любого стремления к мирским благам. В пуританизме и квакерстве осуждению подвергается лишь такое стремление к богатству, которое влечет за собой наслаждение им, бездействие и плотские утехи, успокоенность и довольство достигнутым. Это ослабляет стремление к «святой жизни», т.к. славу Господа приумножает лишь деятельность. «Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и бога! еть» [24, с. 191]. Рациональное приобретательство угодно Богу и должно быть утилитарно использовано на благо каждого человека и общества в целом. Богатство должно служить практически полезным целям. Мирская аскеза запрещала иррациональное использование богатства — показную роскошь, излишества, инстинктивную жадность — поскольку имущество само по себе является искусом. То есть стремление к богатству как самоцели порочно, а ^ >*< 45 стремление, к богатству как результату профессиональной деятельности есть Божье благословение. Поэтому же самым тяжким грехом в протестантизме считается бесполезная трата времени. Светские развлечения, «пустая болтовня», роскошь, даже превышаюш,ий необходимое время сон (более шести, в крайнем случае восьми часов) морально недопустимы, т.к. жизнь человека коротка и должна быть использована для подтверждения своего призвания. Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, не ишользован для приумножения славы Его. Пустым, а иногда и вредным занял1&м считается созерцание, если оно осуществляйся в ущерб профессиональной деятельности. «Ибо созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его воли в рамках своей профессии» [24, с. 186]. г^еобходим упорный, постоянный труд, поскольку он является, вопервых, испытанным аскетическим средством против искушений, во-вторых, поставленной Богом целью всей жизни человека. Причем, угодным Богу в про1 jcTaHTH3Me считается не просто труд как таковой, а лишь рациональная деят льность в рамках своей профессии, ибо в жизни без профессии отс> .ствует тот систематически-методический характер, который является треС.лзанием мирского аскетизма. Полезность профессии, ее угодность Богу опрс, ^еляется доходностью, а также характером деятельности с нравственной Т0Ч1; . зрения и степенью важности, которую производимые блага имеют для всег общества. Поэтому протестантизм предписывал стремление к богатству как след твию выполнения профессионального долга, при этом порицая то стре шение к богатству, которое предполагает надежду на веселую и беззаботную жизнь, таит в себе искушение предаться лени, бездеятельности и гр шным мирским наслаждениям. Бедность же достойна осуждения, т.к. нанс ит з^ерб славе Божьей, а нищенствование (если ему предается раб^ :оспособный человек) есть грех бездеятельности. |