Таким образом, полезность одежды и прочих вещей, призванных демонстрировать расточительное потребление, определяется * Т.Вебленом двумя видами «утилитарности», существующими в неразрывном единстве: функциональной, направленной на удовлетворение определенной потребности, и дополнительной, понимает под праздностью не неподвижность, а непроизводительное потребление времени. Праздными занятиями он считает управление, войны, отправление обрядов благочестия, спорт и развлечения. В жизни напоказ он видит сущность «денежной цивилизации». Он осуждает то, что люди не стремятся жить полнее, разумнее, добрее, а стремятся доказать всем остальным свое денежное и материальное превосходство. Вместе с тем он дает представление и об истинной сущности человека с его «инстинктом мастерства» и стремлением к иным ценностям знанию и труду. В 1950 г. X. Лейбенстайн, американский экономист, рассматривая покупательский выбор в социальном контексте, классифицировал спрос на потребительские товары в соответствии с вызывающими его мотивами на функциональный и нефункциональный. Если первый обусловлен свойствами товара, то второй вызывается какими-то другими факторами, прежде всего внешними воздействиями на полезность. Сюда относятся: эффект присоединения к большинству, выражающий стремление людей не быть «белой вороной», быть модными и элегантными, чтобы соответствовать своему кругу (он приводит к возрастанию спроса на товар из-за желания подражать другим людям, тоже покупающим его); эффект сноба, объясняемый стремлением людей к исключительности, выделению себя «из толпы» (он, напротив, приводит к падению спроса из-за того, что другие тоже потребляют этот товар); эффект Веблена — явление показательного потребления, зависящее от цены товара (спрос может возрасти при повышении цены и упасть понижении). при |
50 потребности, и дополнительной, понимает под праздностью не нелодвижность, а непроизводительное потребление времени. Праздными занятиями он считает управление, войны, отправление обрядов благочестия, спорт и развлечения. В жизни напоказ он видит сущность «денежной цивилизации». Он < осуждает то, что люди не стремятся жить полнее, разумнее, добрее, а стремятся доказать всем остальным свое денежное и материальное превосходство. Вместе с тем он дает представление и об истинной сущности человека с его «инстинктом мастерства» и стремлением к иным ценностям — зна:1ию и труду. В 1950 г. X. Лейбенстайн, американский экономист, рассматривая покупательский выбор в социагтьном контексте, классифицировал спрос на по1ребительские товары в соответствии с вызывающими его мотивами на функциональный и нефункциональный. Если первый обусловлен свойствами товара, то второй вызывается какими-то другими факторами, прежде всего внешними воздействиями на полезность. Сюда относятся: эффект присоединения к большинству, выражающий стремление людей не быть «белой вороной», быть модными и элегантными, чтобы соответствовать своему кругу (он приводит к возрастанию спроса на товар из-за желания подражать другим людям, тоже покупающим его); N^ ~ эффект сноба, объясняемый стремлением людей к исключительности, вылелению себя «из толпы» (он, напротив, приводит к падению спроса из-за того, что другие тоже потребляют этот товар); эффект Веблена — явление показательного потребления, зависящее от цены товара (спрос может возрасти при повышении цены и упасть — при понижении). К нефункционапьному спросу X. Лейбенстайн отнес также нерациональный спрос (покупки под влиянием сиюминутного каприза, |