Проверяемый текст
Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 318 с. — (Серия «Высшее образование»).
[стр. 16]

выбором.
Для выполнения внешней нормы необходимо и достаточно, чтобы она подтверждалась определенным поведением независимо от личных побуждений и оценок.

Во-вторых, принципиальное отличие рефлексивной нормы от этической заключается в том что, она не создает отношения между индивидами.
Нравственный долг не предполагает ответную обязанность и не дает оснований ожидать от других сходного поведения.
Он не является откликом на ожидания других Для рефлексивной нормы взаимность ожиданий как раз принципиальный момент.
Это отличает ее от внешней нормы технического характера (например, инструкции по совместному пользованию сложным прибором).
В частности, в случае правовой нормы это выражается в том что, устанавливаемому ею обязательству одного лица соответствует право требования на стороне другого лица (лиц) и наоборот.
Рефлексивная норма всегда предполагает партнеров.
Примененная на практике, она порождает отношение,
фиксирующие взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий, в частности, прав и обязательств.
Юристы называют
их правоотношением.
Если иметь в виду всю совокупность рефлексивных норм, не ограниченную только нормами права, то мы будем говорить, что их практическое применение порождает социальные отношения, в том числе экономические
[97, с.
36].
В социально экономической литературе приводятся и другие трактовки.
Эльстер, например, дает такое определение: институт можно охарактеризовать как законопринудительный механизм, изменяющий поведение населения с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект.
Специфический подход при определении института избрал Д.Норт.
Он приводит следующее определение институтов «формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные с 16
[стр. 37]

как внешнему основанию действия, в силу принуждения или добровольно.
Поэтому рефлексивная норма, будучи внешней, противостоит этической, или нравственной, норме поведения.
Отличие в том, что этическое правило предполагает долженствование обязательно на основе внутреннего убеждения, внутреннего выбора, тогда как внешняя норма претендует на значение без всякого соотнесения с этим выбором.
Для выполнения внешней нормы необходимо и достаточно, чтобы она подтверждалась определенным поведением независимо от личных побуждений и оценок.

Многие внешние нормы имеют, так сказать, этический оттенок, мимикрируют под них в форме морально одобряемого поведения,, но суть различия остается.
Регулирование совместной деятельности посредством этических норм только на основе внутренней убежденности имеет какой-то вес в общественной практике, хотя очевидно, что только таким способом оно не может быть обеспечено в достаточных масштабах и всегда остается вспомогательным дополнением внешних норм.
Этический анархизм как практическое учение — это отвлеченный идеал.
Отметим еще одно принципиальное отличие рефлексивной нормы от этической: она не создает отношения между индивидами.
Нравственный долг не предполагает ответную обязанность и не дает оснований ожидать от других сходного поведения.
Он не является откликом на ожидания других.
Для рефлексивной нормы взаимность ожиданий — как раз принципиальный момент.
Это отличает ее от внешней нормы технического характера (например, инструкции по совместному пользованию сложным прибором).
В частности, в случае правовой нормы это выражается в том, что устанавливаемому ею обязательству одного лица соответствует право требования на стороне другого лица (лиц) и наоборот.
Рефлексивная норма всегда предполагает партнеров.
Примененная на практике, она порождает отношение,
фиксирующее взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий, в частности, прав и обязательств.
Юристы называют
это правоотношением.
Если иметь в виду всю совокупность рефлексивных норм, не ограниченную только нормами права, то мы будем говорить, что их практическое применение порождает социальные отношения, в том числе экономические.

Рефлексивная норма создает особое основание, мотив действия, присущий только человеку в ситуации совместной деятельности.
Его не знают ни муравей, ни Робинзон на своем острове.
Рефлексивная норма порождает и особый вид совместной деятельности, принципиально отличающийся от естественного или технологического взаимодействия людей как организмов или функциональных элементов трудовой кооперации.
Это специальные действия по внешней символической фиксации данного социального отноше36

[Back]