Проверяемый текст
В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / М.: 2002. — 784 с.
[стр. 49]

«процедуры», «общего согласия» или «договоренности»; на книжном языке нравы, народные обычаи, равно как денежная экономика, классическое образование, фундаметализм и демократия являются «институтами» [15, с.
616617].
Сформировавшись на американской почве, институционализм вобрал в себя многие идеи немецкой «исторической школы», английских фабианцев, французской социологической традиции.
Определенное влияние на развитие институционализма оказала и марксистская теория.
С точки зрения разработки новых концепций развития «третьего мира» наибольшим влиянием пользовались идеи М.Вебера (1864-1920), сформулированные в первую очередь в его работах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления» [24, с.
44-135].
В первом исследовании Вебер, напрямую связывая генезис рыночного хозяйства со спецификой европейкой цивилизации и уникальностью протестантской ментальности, поднимает острый вопрос о традиционализме жизни на Востоке, об обусловленной этим невозможности быстрой капиталистической модернизации.
Проведенная Вебером классификация ведущих («идеальных») типов правления показала, что она зиждется на разных основаниях: рациональнолегальныи на законодательно оформленном рациональном праве, традиционный на исторически сложившихся нормах, харизматический на преданности личности лидера, в вере в его уникальные способности, геройство, силу духа и ораторский талант.
Анализ этих трех «идеальных» типов господства позволяет не только выделить их принципиальные различия, но и обосновать необходимость применения более адекватного цивилизационного подхода к афро-азиатскому миру, в то время как для дуалистических моделей характерно упрощенное противопоставление традиционного современному.
Новое направление обнаружило сходство с исторической школой как в общих устремлениях, так и в более конкретной тематике исследований, хотя программная статья Т.Веблена «Почему экономика не является эволюционной наукой» (1898), от которой принято вести отсчет институционализма,
49
[стр. 267]

ГЛАВА 19 АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ θ Дихотомии Т.
Веблена θ Статистический институционализм У.К.
Митчелла θ Правовой институционализм Дж.Р.
Коммонса θ Обновленный институционализм Дж.К.
Гэлбрейта Вышедший из маржиналистской революции экономике, видоизменив модель homo economicus в модель гедониста-оптимизатора, решительно повернулся к оправданию status-quo частнособственнической конкурентной системы.
С другой стороны, марксисты и социалисты других направлений продолжали свои атаки (не только теоретические) на капитализм и «буржуазную апологетику».
«Средняя» линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное I продолжение в «зигзаге» американской экономической мысли самого I конца XIX первой трети XX в.
институционализме.
Институционализм никогда не имел организационного центра, и разнородность этого течения дает повод ставить под сомнение само его существование как научной школы1 .
Тем не менее сложилась устойчивая традиция рассматривать трех американских экономистов Т Веблена, У.К.
Митчелла и Дж.Р.
Коммонса как главных представителей направления.
Само понятие «институционализм» впервые употребил в 1918 г.
американский экономист Уолтон Гамильтон, определивший категорию «институт» как «вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев.
Он означает способ мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленный в привычках групп или обычаях народа.
В обычной речи это другое слово для «процедуры», «общего согласия» или «договоренности»; на книжном языке нравы, народные обычаи, равно как денежная экономика, классическое образование, фундаментализм и демократия являются "институтами"»2 .
Новое направление обнаружило сходство с исторической школой, как в общих устремлениях, так и в более конкретной тематике исследований, хотя программная статья Т.
Веблена «Почему экономика не является эволюционной наукой» (1898), от которой принято вести отсчет институционализма,
критиковала эмпиризм Г.
Шмоллера и его последователей.
Две традиции сблизила нацеленность на: 1) замещение узкой утилитаристской модели homo economicus более широкой интерпретацией, основанной на междисциплинарном подходе (социальная философия, антропология, психология), и 2) поворот экономической теории к социальным проблемам с целью использовать ее как инструмент реформ.
1 См.: Жамс Э.
История экономической мысли XX века.
С.
91; Блауг М.
Экономическая мысль в ретроспективе.
М.: Дело, 1994.
С.
616-617.
2 Цит.
по: Seckler D.
Thorstein Veblen and the Institutionalists.
London; 1975.
Р.
87.
267

[Back]