Проверяемый текст
В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / М.: 2002. — 784 с.
[стр. 56]

Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать следующие обобщения, рациональность как наиболее общая черта капиталистического * производства, складывается из: особой организации рынка, свободного от нерациональных стеснений обмена, например, от сословных ограничений, возникающих в тех случаях, когда известному сословию предписывается определенный образ жизни; или когда сложились сословные монополии, например, если горожанин не может владеть дворянским имением, дворянин или крестьянин не могут заниматься ремеслом и т.д., т.е.
если не существует ни свободного товарного рынка, ни свободной рабочей силы; рациональной, т.е.
строго рассчитанной и поэтому механизированной техники, как производства, так и обмена, причем не только в области издержек собственно производства, но и обращения блага; рационального т.е.
твердо установленного права.
Чтобы капиталистический порядок мог функционировать рационально, хозяйство должно опираться на твердые правовые нормы суда и управления; рационального оборота прав участия в предприятиях и прав на имущество посредством широкого применения ценных бумаг, благодаря чему устанавливается возможность ориентировки при покрытии потребностей исключительно на доходность предприятия [97, с.
57].
Описывая иррациональные институты денежной экономики, Митчелл все же считал ее лучшей из экономических систем.
Это убеждение отличало его взгляды от
Т.Веблена и, напротив сближало с реформаторской «доброжелательностью» третьего из основателей традиций американского институционализма Джона Ричарда Коммонса.
Дж.
Коммонс, пожалуй, ближе всего подошел к постановке тех проблем, изучением которых занимается современная неоинституциональная теория.
Именно ему принадлежит идея об уделении основного внимания феномену 56
[стр. 275]

искусство «делания денег» в современной цивилизации значительно опередило умение их рационально расходовать.
Особенно нерациональна трата денег в семейных бюджетах, где характер расходов часто определяется желанием перещеголять других, изощренные способы траты денег являются одним из важнейших путей самоутверждения в обществе, завоевания престижа.
Описывая иррациональные институты денежной экономики, Митчелл все же считал ее лучшей из экономических систем.
Это убеждение отличало его взгляды от
сардонического критицизма Т.
Веблена и, напротив, сближало с
реформистской «доброжелательностью» третьего из основателей традиции американского институционализма Джона Ричарда Коммонса (1862-1945).
3.
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ДЖ.Р.
КОММОНСА Коммонс был первым, кто написал специальную книгу «Институциональная экономическая теория» (1934).
Но она вышла, когда автору было уже за 70, а его стаж профессиональной и общественной деятельности перевалил за 40 лет.
Коммонс окончил духовный колледж (1888) и продолжил образование в престижном университете Джонса Гопкинса, где стал любимым учеником Ричарда Эли (1858-1943), пытавшегося в свое время создать американское ответвление исторической школы в политэкономии.
В начале 1900-х Коммонс работал в Национальной гражданской федерации организации, целью которой было улаживание конфликтов между рабочими и работодателями.
В это время в основном сложились его взгляды на урегулирование отношений между трудом и капиталом: 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы для увеличения покупательной способности масс, благотворность концентрации промышленности для эффективности экономики.
В 1904 г.
хлопотами Р.
Эли Коммонс был принят на работу в Висконсинский университет, где вместе с учениками составил «висконсинскую школу» истории и теории американского рабочего движения, обосновавшую реформистскую программу «политического коллективного договора» достижения компромисса между предпринимателями и рабочими, организованными в профсоюзы, при арбитражной функции правительства и Верховного суда.
Почти 30 лет Коммонс активно участвовал в политической жизни Висконсина, был советником двух губернаторов штата и гордился проведенными мерами в области рабочего законодательства.
Богатый практический опыт лег в основу разработанной Коммонсом системы идей, отразившей и его личные качества: уравновешенность, способность вызывать доверие у людей разного социального статуса и мировоззрения: от миллионеров до социалистов.
Уже в своей первой книге «Распределение богатства» (1893) Коммонс выразил несогласие с маржиналистской индивидуалистической трактовкой распределения общественного дохода и игнорирования исторической изменчивости отношений собственности и прав личности, включающих право на возможно более высокую долю в национальном продукте.
Коммонс 275

[Back]