Проверяемый текст
В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / М.: 2002. — 784 с.
[стр. 61]

Дополнительным источником власти для планирующей системы является организованная Уступки профсоюзам платы и в ряде других и покрытие издержек за счет цены делают до некоторой степени возможным определенное психологическое отождествление наемного рабочего с техноструктурой.
Положительные цели техноструктуры созвучны целям профсоюзов: высокие темпы роста
озночают постоянную занятость, возможность для сверхурочных работ, повышение по службе.
Гэлбрейт подчеркнуто противопоставил концепцию техноструктуры неоклассической теории с ее предпосылкой первичности цен.
Экономическая теория, по его мнению, превратилась в ширму, прикрывающую власть корпораций, искусственно оторвав теорию фирмы, отнесенную к микроэкономике, от проблем общего руководства экономикой, отнесенных к макроэкономике.
«Однако такое разделение становится бессмысленным, если макроэкономическая политика отражает интересы современной корпорации, а это...
имеет место
[34, с.
52].
Гэлбрейт полагал, что общность природы крупных предприятий в капиталистической и социалистической экономике обусловливает тенденцию к конвергенции («схождению») двух экономических систем.
Концепцию конвергенции Гэлбрейт противопоставил доктрине неизбежного конфликта между социалистическим и несоциалистическим мирами.
Эта концепция получила распространение в 60-70-е годы среди сторонников разоружения и «демократического социализма»,
Тинбергена, Л.
Полинга, А.
Сахарова.
включая нобелевских лауреатов Я.
К концу первой половины XX века старый институционализм оказался в глубочайшем упадке.
Однако в последнюю треть XX века стало наблюдаться возрождение институционализма в новой форме в виде неоинституционализма.
Основными представителями неоинституционализма были:Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Дуглас Норт.
61
[стр. 280]

Главную отличительную черту нового индустриального общества Гэлбрейт определил как господство техноструктуры корпораций.
Техноструктура это совокупность большого числа ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями правительственного бюрократического аппарата, а также посредников, администраторов.
Техноструктура монополизировала знания, требуемые для принятия решений, и оградила процесс принятия решений от владельцев капитала; превратила правительство в свой «исполнительный комитет».
Ее основной положительной целью является рост фирмы.
«Власть техноструктуры подчиняет себе механизм формирования цен; фирмы-гиганты занимают важнейшее место на рынках сбыта производимых ими товаров, и цена, устанавливающаяся в каждой отрасли, обычно стремится к такому уровню, который отражает интересы техноструктуры, в наибольшей степени стремящейся к обеспечению роста»1 .
Гэлбрейт выделил (на примере США) в экономике нового индустриального общества две системы планирующую и рыночную.
Первая это тысяча корпораций, производящих около половины всех товаров и услуг негосударственного сектора.
Отдельные единицы рыночной системы это мелкие строительные и промышленные фирмы, фермерские хозяйства, гаражи, станции обслуживания, ремонтные мастерские, прачечные, рестораны, предприятия розничной торговли и т.д.
Гэлбрейт сформулировал «презумпцию неравенства» между двумя подсистемами: в темпах развития, прибылях.
«Планирующая система» эксплуатирует рыночную, перекладывая на нее весомую часть своих издержек.
Крупные фирмы привязывают к себе мелких поставщиков, выступая как монополии.
Большинство нововведений требует специализированных знаний, организации к финансовой поддержки.
Основная часть затрат на НИОКР осуществляется крупными фирмами; поскольку технический прогресс становится спланированным, он также переходит на службу к техноструктуре.
Планирующая система, обеспечив себе престиж в качестве источника товаров и услуг приобретает влияние и как источник политических решений.
Техноструктура сильно заинтересована во внешних рынках, и многонациональные корпорации позволяют приспособиться к специфическим Ц неопределенностям международной торговли.
Империализм в третьем мире представляет собой продолжение отношений между планирующей и рыночной системами в развитой стране.
Дополнительным источником власти для планирующей системы является организованная
рабочая сила.
Уступки профсоюзам в вопросах заработной платы и в ряде других и покрытие издержек за счет цены делают до некоторой степени возможным определенное психологическое отождествление наемного рабочего с техноструктурой.
Положительные цели техноструктуры созвучны целям профсоюзов: высокие темпы роста
означают постоянную занятость, 1 Гэлбрейт Дж.К.
Экономические теории и цели общества.
М., 1973.
С.155.
280

[стр.,281]

возможность для сверхурочных работ, повышение по службе.
Гэлбрейт подчеркнуто противопоставил концепцию техноструктуры неоклассической теории с ее предпосылкой первичности цен.
Экономическая теория, по его мнению, превратилась в ширму, прикрывающую власть корпораций, искусственно оторвав теорию фирмы, отнесенную к микроэкономике, от проблем общего руководства экономикой, отнесенных к макроэкономике.
«Однако такое разделение становится бессмысленным, если макроэкономическая политика отражает интересы современной корпорации, а это имеет место»1 .

Категорию техноструктуры Гэлбрейт, впервые в 1959 г.
и позднее еще не раз посетивший СССР, счел применимой и к плановой социалистической экономике.
Несмотря на то, что управленческая структура социалистических предприятий гораздо проще, чем структура западных корпораций, внутри советского предприятия существовала та же необходимость коллективного принятия решений на основе сведения воедино знаний и опыта многочисленных специалистов.
Крупные промышленные комплексы навязывают свои требования организации производства в известной мере независимо от политики и идеологии.
Будучи приверженцем курса разрядки и мирного сосуществования в политике, Гэлбрейт полагал, что общность природы крупных предприятий в капиталистической и социалистической экономике обусловливает тенденцию к конвергенции («схождению») двух экономических систем.
Концепцию конвергенции Гэлбрейт противопоставил доктрине неизбежного конфликта между социалистическим и несоциалистическим мирами.
Эта концепция получила распространение в 6070-е годы среди сторонников разоружения и «демократического социализма»,
включая нобелевских лауреатов Я.
Тинбергена, Л.
Полинга, А.
Сахарова.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Веблен Т.
Теория праздного класса.
М., 1984.
Гэлбрейт Дж.К.
Экономические теории и цели общества.
М., 1973.
Гэлбрейт Дж.К.
Жизнь в наше время.
М., 1986.
Селигмен Б.
Основные течения современной экономической мысли.
М., 1968.
Гл.
II.
Хансен А.
Экономические циклы и национальный доход.
М., 1959.
Раздел 3.
Гл.
XX.
1 Там же.
С.
52.
281

[Back]