продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение). Современные западные тенденции в менеджменте знаний восходят своими корнями к тейлоризму, в рамках которого осуществлялось желание расчленить все действия на элементарные составляющие, рационализировать их и выдать исчерпывающие инструкции. В то же время для современной практики чрезвычайно важен восточный и, в частности, японский подход к управлению знаниями. На Западе бум в сфере управления знаниями пришелся на 90-е гг. XX столетия. Основное внимание было посвящено двум аспектам: измерению знаний и управлению ими. Японию же этот бум не коснулся: никто не ездил в США или в Европу для изучения подходов и технологий измерения и управления знаниями. При сравнении восточного и западного подходов можно видеть различия между явным и неявным знанием. Явное знание может быть выражено в форме слов и цифр, его можно передать в форме данных, научных формул, спецификаций, руководств, принципов и пр. Неявное знание невозможно формализовать, что делает затруднительным его передачу от одного человека другому. Оно связано с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями. Этот вид знаний основа индивидуальных действий и опыта. Можно представить себе два вида неявного знания. Первый это технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела и являются, как правило, результатом многолетней практики, второе это верования, идеалы, ценности и ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь. Различие западного и восточного подходов проявляется и может быть проиллюстрировано философией дзен-буддизма, а также традициями самурайского воспитания. В традиционном самурайском воспитании знания интегрировались и воплощались в характере личности. Главным было не приобретение явных знаний, а выработка характера человека действия, отвечающего определенным принципам и моделям поведения. Быть человеком 97 |
Современные западные тенденции в менеджменте знаний восходят своими корнями к тейлоризму, в рамках которого осуществлялось желание расчленить все действия на элементарные составляющие, рационализировать их и выдать исчерпывающие инструкции. В то же время для современной практики чрезвычайно важен восточный и, в частности, японский подход к управлению знаниями. На Западе бум в сфере управления знаниями пришелся на 90-е гг. Основное внимание было посвящено двум аспектам: измерению знаний и управлению ими. Японию же этот бум не коснулся: никто не ездил в США или в Европу для изучения подходов и технологий измерения и управления знаниями. При сравнении восточного и западного подходов можно видеть различия между явным и неявным знанием. Явное знание может быть выражено в форме слов и цифр, его можно передать в форме данных, научных формул, спецификаций, руководств, принципов и пр. Неявное знание невозможно формализовать, что делает затруднительным его передачу от одного человека другому. Оно связано с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями. Этот вид знаний основа индивидуальных действий и опыта. Можно представить себе два вида неявного знания. Первый это технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела и являются, как правило, результатом многолетней практики, второе это верования, идеалы, ценности и ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь. Различие западного и восточного подходов проявляется и может быть проиллюстрировано философией дзен-буддизма, а также традициями самурайского воспитания. В традиционном самурайском воспитании знания интегрировались и воплощались в характере личности. Главным было не приобретение явных знаний, а выработка характера человека действия, отвечающего определенным принципам и моделям поведения. Быть человеком действия в этом смысле считалось более важным, чем иметь познания в области литературы, точных наук, философии и пр. Парадокс современного периода развития управления знаниями состоит в том, что многие фирмы стремятся перевести неявное знание в явное. Это дела95 |