Проверяемый текст
Фадеев, Владимир Павлович. Организационно-экономические основы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в региональном АПК (Диссертация 2002)
[стр. 10]

и частной собственности.
Доказательством этому служит сам механизм образования земельных наделов при такой форме землепользования.
Первоначально
занятие территории происходило таким образом, что каждый член общины получал в границах занятой территории определенный надел, который мог обрабатываться силами семьи.
Однако этот надел выделялся ему только в пользование, вся же земля считалась собственностью общины.
Очевидно, что первоначальные размеры надела были одинаковы, и совместное землевладение
распространялось на все виды земель (пашня, выгоны, сенокосы и др.) Дальнейшая эволюция аграрных отношений способствовала появлению неравенства земельных наделов, приходящихся на один двор.
Более крупные семьи расширяли свои наделы и к тому времени, когда вся территория, принадлежавшая общине, была занята, имели гораздо большую земельную площадь по сравнению с семьями с меньшим количеством членов.
Закономерно, что лучше обеспеченные землей семьи стремились закрепить свое господствующее положение, так
как эти семьи были более экономически сильными и могли оказывать влияние на других членов общины, и им это удавалось.
Постепенно происходил процесс попадания в
зависиь мость менее состоятельных общинников к более состоятельным.
Результатом этого было возникновение так называемой
"крепостной" зависимости и образование группы крупных землевладельцев помещиков (33, с.
148).
В Англии, уже в начале 17 века общинное землепользование было поглощено крупными землевладельцами, вследствие чего
"бывшие самостоятельные землевладельцы крестьяне превратились в арендаторов" (33, с.146).
I В континентальной Западной Европе общинное землепользование сохранялось значительное время уже после распространения крупного частного землевладения.
Даже
"после захвата общинных земель крупными землевла* дельцами и распространения на крестьян крепостного права крепостные крестьяне долгое время пользовались своими землями на началах долевой общины" (33, с.
146).
После же падения крепостного права большей частью эти долевые участки сохранились за ними уже на началах мелкой частной
собст10
[стр. 14]

14 риод феодализма, общинная форма землевладения вытекала из характера занятия територии первобытными племенами и родами.
Однако, первобытная родовая община повсеместно быстро разлагалась, уступая место другим формам землепользования.
В некоторых странах этот процесс привел к практически полному уничтожению общинных форм, с заменой их подворно-участковым владением, в других к созданию и довольно долгому сохранению промежуточных форм ‘‘долевой” общины и только в очень не многих (преимущественно славянских) странах возникла так называемая “передельная” земельная община.
(95, с.145) При долевом общинном землепользовании земельный надел отводился на группу людей, связанных прямыми родственными связями (на семью), что является важнейшим признаком типичного крестьянского хозяйства и, кроме того, в долевой общине уже были заложены основы земельного неравенства и частной собственности.
Доказательством этому служит сам механизм образования'земельных наделов при такой форме землепользования.
Первоначально
занятия территории происходило таким образом, что каждый член общины получал в границах занятой территории определенный надел, который мог обрабатываться силами семьи.
Однако, этот надел выделялся ему только в пользование, вся же земля считалась собственностью общины.
Очевидно, что первоначальные размеры надела были одинаковы и совместное землевладение
распространялась на все виды земель (пашня, выгоны, сенокосы и др.) Дальнейшая эволюция аграрных отношений способствовала появлению неравенства земельных наделов, приходящихся на один двор.
Более крупные семьи расширяли свои наделы и к тому времени, когда вся территория, принадлежавшая общине была занята , имели гораздо большую земельную площадь по сравнению с семьями с меньшим количеством членов.
Закономерно, что лучше обеспеченные землей семьи стремились закрепить свое господствующее положение, так


[стр.,15]

как эти семьи были более экономически сильными и могли оказывать влияние на других членов общины, и им это удавалось.
Постепенно происходил процесс попадания в
зависимость менее состоятельных общинников к более состоятельным.
Результатом этого было возникновение так называемой
“крепостной” зависимости и образование группы крупных землевладельцев помещиков.
Хотя часто помещик имел еще продолжительное время неразделенное с зависимыми крестьянами пользование некоторыми угодьями, но тем не менее “рядом с крупным землевладельцем община начинает довольно быстро исчезать” (95, сЛ48) В Англии, уже в начале 17 века общинное землепользование было поглощено крупными землевладельцами, вследствие чего “бывшие самостоятельные землевладельцы крестьяне превратились в арендаторов”.(95, с.146) В континентальной Западной Европе общинное землепользование сохранялось значительное время уже после распространения крупного частного землевладения.
Даже
“после захвата общинных земель крупными землевладельцами и распространения на крестьян крепостного права крепостные крестьяне долгое время пользовались своими землями на началах долевой общины”.(95, с.
146) После же падения крепостного права большей частью эти долевые участки сохранились за ними уже на началах мелкой частной
собственности.
Таким образом, эпоха освобождения крестьян от крепостной зависимости (начало 19 века) в большинстве стран Западной Европы была эпохой “разложения последних остатков общинного землепользования и укрепления начал свободной частной собственности , даже по отношению к мелкой крестьянской собственности”.(95, с.
147) Следовательно, разрушение земельной долевой общины, как преобладающей формы крестьянского землевладения, происходило двумя путями: во-первых, путем полной экспроприации крестьянской земли крупны

[Back]