148 Владикавказа в 1871 году. Он заручился поддержкой Тифлиса, выразившейся в небольшой денежной сумме (200 рублей) и учебной литературе. Первое время школа располагалась в арендованном доме инженера Уптона. Грузинское общество очень сочувственно относилось к идее открытия своей школы, помогало решать проблемы. А их было немало: нехватка денег, учебных пособий, преподавателей. Не было священника, который бы преподавал Закон Божий на грузинском языке. Попечительский комитет часто устраивал благотворительные акции, в основном, народные гулянья, сборы от которых поступали на счет школы. Активное участие в судьбе школы принимали благотворители, местные предприниматели. Владелец кирпичного завода Сараджев (Сараджешвили) ежегодно выделял на нужды школы 100 рублей, оказывал материальную поддержку и во время различных школьных мероприятий, открыл воскресную школу на территории своего завода. У грузинского училища было много друзей. Пресса зафиксировала массу фактов бескорыстной помощи ученикам. Она поступала не только от богатых горожан. Сам М. Кипиани водил учащихся на экскурсии в зоопарк на свои деньги. В 1899 году дума рассматривала вопрос о выделении из запасного капитала 15000 рублей на постройку школы им. Пушкина. В том же году Тифлисский комитет торговли и мануфактуры обратился в городскую думу Владикавказа с ходатайством о денежном пособии на открытие коммерческого училища. Учитывая насущную необходимость города в развитии промышленности и торговли, |
158 ная их масса была представлена прежде всего русскими, затем осетинами, а численность представителей других этнических групп была гораздо скромнее. Очевидно, в ментальных установках этой части горожан получение образования не было столь значимым явлением. Но в процесс развития общественно-культурной среды, в том числе и в становление системы образования, были вовлечены все без исключения этнические группы. Об этом свидетельствует наличие у каждой из них своей школы или училища, в основном духовных. Немцы основали евангелическо-лютеранское училище, поляки и литовцы римско-католическое, греки и армяне церковно-приходские, персы магометанское новометодное училище «Навруз», у евреев была школа при синагоге, у татар и кумыков при суннитской мечети. Но в городе были основаны и светские национальные школы. Правительство считало их крайне нежелательными для своих политических целей, опасаясь, что их существование «может устранить для инородцев необходимость прохождения русской школы, которая только одна и может содействовать русскому культурному воздействию на них».451 Согласно правительственному положению «О туземных школах» 1881 года, они строились и содержались на средства попечителей, без государственной поддержки. В роли попечителей часто выступали церкви, консолидирующие городские национальные общины. В ноябре 1888 года состоялось торжественное открытие грузинской школы. Она была основана по инициативе Михаила Кипиани, ставшего горожанином Владикавказа в 1871 году. Он заручился поддержкой Тифлиса, выразившейся в небольшой денежной сумме (200 рублей) и учебной литературе. Первое время школа располагалась в арендованном доме инженера Уптона. Грузинское общество очень сочувственно относилось к идее открытия своей школы, помогало решать проблемы. А их было немало: нехватка денег, учебных пособий, преподавателей. Не было священника, ко 159 торый бы преподавал Закон Божий на грузинском языке. Чинила препятствия и местная администрация, требовавшая, чтобы численность учащихся была не меньше 60 человек. В арендованном же здании помещалось только 40. Тифлисское общество знаний прислало учителя Ивана Беделадзе. Управляющим стал учитель гимназии Тите Кахидзе. Попечительский комитет часто устраивал благотворительные акции, в основном, народные гулянья, сборы от которых поступали на счет школы. Активное участие в судьбе школы принимали благотворители, местные предприниматели. Владелец кирпичного завода Сараджев (Сараджешвили) ежегодно выделял на нужды школы 100 рублей, оказывал материальную поддержку и во время различных школьных мероприятий, открыл воскресную школу на территории своего завода. У грузинского училища было много друзей. Пресса зафиксировала массу фактов бескорыстной помощи ученикам. Она поступала не только от богатых горожан. Сам М. Кипиани водил учащихся на экскурсии в зоопарк на свои деньги. В 90-х годах XIX века национальные школы стали объектом нападок со стороны начальства Терской области. Каханов вводил в школах полицейские порядки, пытался закрыть осетинскую женскую школу. В грузинском училище была проведена ревизия и вынесено решение о том, что дети достаточно овладели русским языком и преподавание должно проводиться не на грузинском, а на русском языке. М. Кипиани, поддержанный городской интеллигенцией, отстоял право грузинской общины на свою школу. Со временем было построено школьное здание с большим актовым залом, где проводились не только грузинские, но и осетинские, еврейские и дру/*" I I гие культурно-просветительские мероприятия. В 1895 году открылась воскресная школа на 42 ученика. Для девочек были основаны двухгодичные курсы кройки и шитья. При школе действовало немало кружков танцевальных, песенных. Для городских грузин она была не только образовательным учреждением, но и национально-культурным центром. В празд |