156 основания русского театра, который имел «перед всеми народными увеселениями то громадное преимущество, что в нем единство интереса публики и общения между собой разноплеменных личностей связывается русской речью, в свою очередь составляющею вернейшее средство к скорейшему ассимилированию инородцев с господствующею расою». Начальник Терской области подчеркивал также значение театрального зала как места встречи военного начальства с патриотических администрацией подчиненными чувств». и как с целью «воспитания Театр рассматривался альтернатива некоторым нецивилизованным формам досуга, бытовавшим в офицерских кругах.262 31 января 1869 года было получено разрешение Великого Князя Наместника Кавказа на строительство театрального здания. Первое время спектакли проходили в помещении Дворянского собрания или в коммерческом клубе. В 1872 году для театра было построено здание, рассчитанное на 500 мест. В июне 1874 года здание городского театра было передано в полную собственность города, о чем свидетельствует рапорт Владикавказского общественного управления Начальнику Терской области. С введением городского самоуправления появились новые принципы организации театра. На зимний сезон он сдавался антрепренерам, а летом оставался в распоряжении городского управления, которое сдавало его местным любителям или гастролерам. 262 Апресян Г.А, Старейший театр на Кавказе. С. 3-9. |
192 § 3. Культурная жизнь. Состояние культурной.среды общества определяется реальным соотношением двух процессов сохранением традиций и восприятием инноваций. В полиэтничном городе этнокультурная специфика в сочетании с урбанизационными процессами порождала своеобразную социокультурную ситуацию. Городская культура, представленная театром, музеями, библиотеками и другими стабильными институциональными формами, развивалась в зоне активного межэтнического взаимодействия. Диалогическая природа контактов способствовала обогащению общегородского культурного процесса и развитию национальной культуры владикавказских этнических групп. В 1869 году в городе был основан театр, один из старейших на Северном Кавказе. Впервые вопрос о владикавказском театре был поставлен в августе 1862 года, когда председатель Владикавказского городского суда Лебедев обратился с официальным прошением к Начальнику Терской области о строительстве «каменного красивой архитектуры театрального здания». Поддержав эту инициативу, Начальник Терской области стал убеждать Главнокомандующего Кавказской армией в необходимости основания русского театра, который имел «перед всеми народными увеселениями то громадное преимущество, что в нем единство интереса публики и общения между собой разноплеменных личностей связывается русской речью, в свою очередь составляющею вернейшее средство к скорейшему ассимилированию инородцев с господствующею расою». Начальник Терской области подчеркивал также значение театрального зала как места встречи военного начальства с подчиненными с целью «воспитания патриотических чувств». Театр рассматривался администра 193 цией и как альтернатива некоторым нецивилизованным формам досуга, бытовавшим в офицерских кругах.555 31 января 1869 года было получено разрешение Великого Князя Наместника Кавказа на строительство театрального здания. Первое время спектакли проходили в помещении Дворянского собрания или в коммерческом клубе. В 1872 году для театра было построено здание, рассчитанное на 500 мест. В июне 1874 года здание городского театра было передано в полную собственность города, о чем свидетельствует рапорт Владикавказского общественного управления Начальнику Терской области. Тогда же, в 1874 году впервые во Владикавказском театре появилась профессиональная труппа «опереточно-драматическая труппа Фальба». Впрочем, труппы в городском театре менялись постоянно.556 В течение многих лет театр сдавался на зимний сезон антрепренерам, а летом оставался в распоряжении городского управления, которое сдавало его местным любителям или гастролерам. В 1877 году в Городскую думу обратились дворянин Леонард Вейман и артистка Мария Савина с просьбой отдать им театр в аренду бесплатно, но при этом предлагали создать хорошую труппу, навести в театре порядок за свои счет, а в случае К. 557 необходимости, и за счет городских субсидий, гичным предложением обратились в Городскую анало и Тхостов. Они просили отдать в их ведение здание городского театра со всем имуществом и театральной библиотекой, а в случае согласия обязывались сделать ремонт, обновить мебель и костюмы, а когда «признается необходимость» вернуть все городу. Дума дала согласие на это предложение «до появления антрепренеров».558Но даже при наличии профессиональных трупп, редкая театральная постановка обходилась без участия местных любителей. Уже в 1870-х годах современники отмечали, что благотворительные спектакли «решительно вошли в моду»,559что театр внес большие измене |