Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 18]

18 ГЛАВА 1.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ.
1.1.
Городовое положение 1870 года и его применение.
60-70-е годы XIX века стали важным этапом в истории русско-осетинских отношений.
Русская пограничная линия была приближена к Осетии.

Решающим фактором активизации русско-осетинских отношений стал КучукКайнарджийский договор 1774 года, по которому Россия добилась признания подданства Кабарды.
Был поставлен вопрос о присоединении Осетии к России и начат переговорный процесс.
В ходе переговоров появилась идея основания крепости в Осетии.

Однако основать крепость символ своей власти на Центральном Кавказе российское правительство решилось только в 1783 году после заключения Георгиевского трактата.
Крепость обеспечивала сообщение с Закавказьем по Военно-Грузинской дороге и была важнейшим звеном в системе пограничных укреплений Кавказской линии.

Император Александр II 31 марта 1860 года подписал Указ Правительствующего Сената о преобразовании крепости Владикавказ в город, в котором подчеркивалось: «В видах развития на Кавказе торговли и промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в
[стр. 29]

29 Глава I.
Градообразование и формирование городского населения.
§1.
И стория основания и развития Владикавказа.
Динамика численности населения.
60-70-е годы XIX века стали важным этапом в истории русскоосетинских отношений.
Русская пограничная линия была приближена к Осетии,
началось переселение осетин в урочище Моздок, где была основач на крепость.
Решающим фактором активизации русско-осетинских отношений стал Кучук-Кайнарджийский договор 1774 года, по которому Россия добилась признания подданства Кабарды.
Был поставлен вопрос о присоединении Осетии к России и начат переговорный процесс.
В ходе переговоров появилась идея основания крепости в Осетии.

В «Докладе астраханского губернатора П.Н.
Кречетникова Екатерине II с описанием внутреннего устройства Осетии и предложениями экономического и политического освоения края» от 24 апреля 1775 года было предложено основать укрепление с «довольными обширностями» на берегу Терека у Эльхотовских ворот.
Строительство крепости губернатор расценивал как средство оптимизации русско-кавказских отношении: «сеи же город лежит в самом сердце гор, прикрывает Малую Кабарду от Большой, и делает лучшую дорогу в Грузию, то и неоспоримо, что Малая Кабарда будет совсем в наших руках.
Да и Большая в лучшее по соседству обуздание неминуемо придет, тогда ближний способ возымеем и о Грузии помыслить, как ей быть, и от терпимых ею несносных от разных народов разорений охранить, ибо от Татартупа до Меретинских границ только два дня езды».62 Будущий город виделся Кречетникову и торговым центром Северного Кавказа, он предлагал: «...
оной город сделать знаменитым и устроить надежным укреплением и тем себя утвердить, и завесть торги, коим удо

[стр.,33]

33 69 хотного полка, расквартированного здесь в 1846 году.
Границы крепости были значительно расширены, она имела каменную стену с башнями и бойницами.
Крепость обеспечивала сообщение с Закавказьем по ВоенноГрузинской дороге и была важнейшим звеном в системе пограничных укреплений Кавказской линии.

К 50-м годам XIX века Владикавказская крепость претерпела значительные изменения: расширение границ, увеличение численности населения, развитие торговли, промышленности и бытовой культуры ее обитателей.
Преобразование крепости в город исследователи связывают с именем наместника А.И.
Барятинского.
Но впервые эта идея была выдвинута его предшественником М.С.
Воронцовым.
В августе 1852 года к нему обратился с докладной запиской начальник ВоенноОсетинского округа комендант крепости генерал барон И.А.
Вревский.
Он сообщал о значительном увеличении торгового оборота и указывал на его несоответствие мизерным сборам, взимаемым с торгующих в крепости купцов.
Воронцов поручил управляющему гражданской частью Ставропольской губернии, которой подчинялась Владикавказская крепость по гражданским делам, генералу Завадовскому увеличить размеры гильдейских пошлин.
Но, как выяснилось, по существующим законам денежные сборы допускались только в городах, а в крепости, к тому же находящейся за карантинной линией, предписывалась даже беспошлинная торговля.
Поэтому в январе 1853 года М.С.
Воронцов писал Завадовскому: «Находя полезным возвести Владикавказ на степень города в видах лучшего устройства в нем общественного хозяйства, я, для предварительного испрошения на это высочайшего соизволения, покорнейше прошу ...
сообщить мне соображения ваши: каким бы образом полагали вы возможным учредить этот новый город в административном порядке.
Какое бы вы думали дать ему внутренне управление (принять во внимание как военное положение, так и безуездность его) ...
одним словом, прошу вас сообщить мне проект тех

[стр.,35]

35 гие промышленные заведения...
Чтобы изменить к лучшему положение окружающих Владикавказ покорных нам горских народов, необходимо привлечь к Владикавказскому рынку новые капиталы, которые произведут именно это благодетельное действие, какое всегда и везде являла правильная торговля.
Выгодно вознагражденный труд усилит их деятельность.
Невозделанные ныне поля их обратятся в богатые нивы.
Скотоводство и вообще все отрасли сельского их хозяйства поднимутся.
Избыток произведений труда инородцев еще более убедит их в преимуществах мирной жизни...».71 Император Александр II одобрил идею А.И.
Барятинского и 31 марта 1860 года подписал Указ Правительствующего Сената о преобразовании крепости Владикавказ в город, в котором подчеркивалось: «В видах развития на Кавказе торговли и промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающими к ней крепостным форштадтом в город и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе».72 Император утвердил Положение об управлении городом Владикавказом и штат его управления, составленные наместником и рассмотренные Кавказским комитетом.
Указ оговаривал право наместника во истечении трех лет вносить изменения и дополнения в «Положение...» и штат управления.
Городская администрация состояла из полиции, городового суда, архитектора, врача и стряпчего.73 К 1858 году численность жителей Владикавказа составляла 2.
642 человека (1500 мужчин и 1142 женщины).
Военнослужащих в гарнизоне насчитывалось 4 тысячи человек, жителей Осетинского аула 890 человек, Владикавказской станицы 947 человек.74

[Back]