Проверяемый текст
Ковалева, Марина Вячеславовна. Орловская городская дума : 1787-1913 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 43]

43 некоторых уездных городов с небольшим количеством жителей, небольшим бюджетом, низким уровнем развития торговли и промышленности.
При упрощенной форме думу замещало собрание городских уполномоченных в количестве 12-15 человек, избранных сходом местных жителей владельцев недвижимости, оцениваемой не ниже 100 рублей.
Собрание выбирало
старосту с одним двумя помощниками.
При этом из числа избирателей исключались женщины и несовершеннолетние, участвовавшие в выборах в губернских городах через уполномоченных, юридические лица (торговые компании, учреждения) .

В целом, основные изменения касались двух областей: сокращения количества избирателей и усиления административного надзора.

Проводя новую реформу, правительство намеревалось уменьшить количество избирателей.

Во Владикавказе по Городовому положению 1892 года право избирать и быть избранным в городскую думу имели только наиболее крупные домовладельцы и владельцы торгово-промышленных предприятий первой и второй гильдии.
К первой гильдии принадлежали оптовые торговцы, ко второй розничные торговцы, фабриканты, заводчики и подрядчики.
Избирательные права имели также представители правительственных, благотворительных и учебных заведений, духовенства, поскольку они владели недвижимостью.
Выборы гласных Владикавказской городской думы на 1893-1896 гг.
состоялись в марте 1893 года.
В это время в городе насчитывалось 46,3 тысяч человек.
В
[стр. 155]

155 В Москве, губернских, областных и входящих в состав градоначальств городов министр утверждал правила заведования имуществами и изменения в планах * городов (ст.
79).
Исполнительным органом, согласно новому Городовому наложению, как и до 1892 года, была управа.
Управа, как и дума, работала под председательством городского головы.
Городского голову, его помощника, городского секретаря и членов управы избирали гласные думы.
Городских голов губернских, областных и входящих в состав градоначальств городов утверждал министр внутренних дел, а остальных городов — губернатор.
Они же утверждали помощников городских голов и городских секретарей.
Если министр внутренних дел или губернские администрации не находили возможным * утвердить избранных думой лиц, то предлагалось провести новые выборы.
Если повторные выборы не приносили приемлемого результата, то должности замещались назначенными лицами: в столицах и губернских, областных и входящих в состав градоначальств городах министром внутренних дел, в остальных городах — губернатором (ст.
56,90, 115, 118,119).
Управа ежегодно подавала отчеты в Думу о своей деятельности, о денежных оборотах по городским суммам, о состоянии подведомственных ей частей, заведений и имуществ (ст.
95).
Дела в управе решались большинством голосов.
Если решение её членов противоречило закону, голова обязан был остановить голосование * и доложить обо всем губернатору, а последний — передать его на рассмотрение местного по земским и городским делам присутствия (ст.
99).
По новому положению выборные лица городского общественного управления приравнивались к правительственным чиновникам.
Городские головы и члены управы рассматривались как лица, состоящие на государственной службе.
Губернатор имел право отдавать им указания, а Губернское по городским правам присутствие отстранять их от должности.
Дума такого права не имела.
Наряду с городским управлением в полном объеме существовала упрощенная форма.
Она предназначалась для некоторых уездных городов с небольшим количе• ством жителей, небольшим бюджетом, низким уровнем развития торговли и промышленности.
При упрощенной форме думу замещало собрание городских уполномоченных в количестве 12-15 человек, избранных сходом местных жителей — владельцев недвижимости, оцениваемой не ниже 100 рублей.
Собрание выбирало


[стр.,156]

156 старосту с одним-двумя помощниками.
При этом из числа избирателей исключались женщины и несовершеннолетние, участвовавшие в выборах в губернских городах через уполномоченных, юридические лица (торговые компании, учреждения).

Упрощенное управление не имело права издавать обязательные постановления, контролировать торговлю, составлять и изменять планы городов.
Действие нового Городового положения распространялось на все города империи, кроме городов Царства Польского, Туркестанского края, Закаспийской области и Кавказского края, к которым не было применено Городовое положение 1870 года.
В целом, основные изменения касались двух областей: сокращения количества избирателей и усиления административного надзора.

Сокращение численности избирателей должно было ослабить в думах позиции торгового класса, усилив роль дворян в городском самоуправлении.
3.2.
Городские выборы: избиратели и гласные Проводя новую реформу, правительство намеревалось уменьшить количество избирателей, одновременно улучшив их качество.
В Орле в 1893 г.
избирательное право получили 794 человека или 1,1 % от общего количества жителей (69.858 человек).
Согласно списку избирателей, опубликованному в "Губернских ведомостях" 23 января 1893 года, среди них примерно 27 % составляли дворяне и разночинцы, 26 % купцы и почетные граждане, 32 % -мещане, 3 % крестьяне, 1 % организации.
В группу разночинцев отнесены юристы, врачи, инженеры, служащие, которые могли быть, а могли и не быть дворянами.
Определить сословную принадлежность около 10 % избирателей не удалось.
В других городах с населением от 50 до 100 тыс.
человек избирательные права получили, в частности, в Самаре 1 % от общего количества жителей, Николаеве 0,7 %, Херсоне 0,5 %.
Таким образом, процент получивших избирательные права в Орле понизился в 4,2 раза, в Самаре на 4,3 раза, Херсоне — 9,8 раза, Николаеве 13,3 раза.
(Таб.
3.3)

[Back]