Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 85]

85 заведений 33, 3 харчевни, 15 постоялых дворов, 10 гостиниц, 7 съестных лавок, 10 квасных столов, 8 колбасных заведений, 4 кондитерских, 3 буфета, 10 бань, 3 транспортные конторы, 5 страховых агентств, контора 154 дилижансов и почтовая станция.
Городское купечество было организовано в три общества армянское, грузинское и русское.
Но не менее важные позиции в торговле занимали евреи и персы.
С.И.
Ковалевский писал о евреях: «Главное занятие торговля.
Одни торгуют на базаре, другие в разность.
Последние обычно полезны женщинам, постоянно сидящим дома.
Евреи и еврейки ничего не оставляют без внимания.
Еврейки разносят по домам нюхательный табак и прочую мелочь.
Между ними, как всегда, много ростовщиков.
Они дают деньги под большие проценты, сверх того, сколько еще приберут у должника кур, пшеницы,
фруктов».155 По данным первой всеобщей переписи населения по Терской области 37,7% евреев было занято торговлей.
Во Владикавказе они имели магазины, в том числе крупные ювелирные.
Армяне и персы, составляли 7,85% всего городского населения, «в
преобладающем числе держали в своих руках торговлю».156 Еще в крепости, в 1840-х годах армянские купцы торговали «красным и бакалейным товаром».
В 1877 году в городе было 15 магазинов и лавок с «персидским
и азиатским» товаром.157 Грузины держали винные лавки, предлагая горожанам кахетинские вина, фрукты, продукты сельского хозяйства.
Они были владельцами многочисленных духанов.

154 История Владикавказа.
С.
84 .
155 Ковалевский П.И.
Народы Кавказа.
СПб., 1914.
Т.
I.
С.
339.
156 Терский календарь.
1905.
Ч.
II.
С.
104-105.
157 Сборник сведений о Терской области.
Владикавказ, 1878.
I.
С.
59-68.
[стр. 104]

104 ных заведений, 4 кондитерских, 3 буфета, 10 бань, 3 транспортные контог 249 ры, 5 страховых агентств, контора дилижансов и почтовая станция.
Городское купечество было организовано в три общества —армянское, грузинское и русское.
Но не менее важные позиции в торговле занимали евреи и персы.
С.И.
Ковалевский писал о евреях: «Главное занятие торговля.
Одни торгуют на базаре, другие в разность.
Последние обычно полезны женщинам, постоянно сидящим дома.
Евреи и еврейки ничего не оставляют без внимания.
Еврейки разносят по домам нюхательный табак и прочую мелочь.
Между ними, как всегда, много ростовщиков.
Они дают деньги под большие проценты, сверх того, сколько еще приберут у должника кур, пшеницы,
фруктов».250 По данным первой всеобщей переписи населения по Терской области 37,7% евреев было занято торговлей.
Во Владикавказе они имели магазины, в том числе крупные ювелирные.
Армяне и персы, составляли 7,85% всего городского населения, «в
Л Г 1 преобладающем числе держали в своих руках торговлю».
Еще в крепости, в 1840-х годах армянские купцы торговали «красным и бакалейным товаром».
В 1877 году в городе было 15 магазинов и лавок с «персидским
252 и азиатским» товаром.
Современники отмечали, что персы занимались торговлей в самых разных видах, от продажи фруктов и зелени на базаре, до больших магазинов на лучших улицах города.
Один из первых магазинов по продаже персидских ковров располагался в конце 1880-х годов в центре города (улица Куйбышева, 6).
Крупнейший магазин находился в «Персидском доме», здание которого было построено на той же улице в 1909 году, по проекту архитектора Грозмани.
Персы привозили ткани, ковры, пряности, сухофрукты.
Они имели и бакалейные магазины в центре города.
Очевидно, персы были главными поставщиками сахара: когда наступали мусульманские праздники и закрывались магазины, местные газеты именно этим обстоятельством объясняли отсутствие в городе сахара, а городская управа просила персов владельцев бакалейных магазинов, забла

[стр.,105]

105 говременно предупреждать горожан о режиме своей работы через местную прессу.253 изготавливали и продавали национальные изделия.
«На многих улицах города можно ежедневно видеть как персияне-торговцы на подставных столиках продают разные сласти домашней фабрикации, окрашенные во всевозможные цвета».254Эта продукция пользовалась особым спросом у городской детворы, а взрослые горожане высказывали озабоченность качеством персидских кондитерских изделий.
Персов-торговцев часто упрекали и в низком качестве фруктов.
Они владели чайными и харчевнями в оживленных местах города.
Собственные торговые лавки имели русско-подданные персы Сапах Захарбеков, Рустам Ахмедов, Гаджи Асанов, Коджи Алескеров, братья Бабабековы, Даргахов идр.
255 Грузины держали винные лавки, предлагая горожанам кахетинские вина, фрукты, продукты сельского хозяйства.
Они были владельцами многочисленных духанов.

Определенную нишу в торговле занимали греки.
Им принадлежало 28 торговых лавок, торговавших хлебом и кондитерско-булочными изделиями, 4 лавки, торговавшие мукой и зерном, 2 табачные, 9 бакалейных.
Были торговые заведения со смешанным товаром, а также лавки, продававшие известь.
В разное время к купцам 2 гильдии были причислены 9 256 человек.
Осетины также вовлекались в городскую торговлю.
Еще в 1858 году, когда в крепости было только 84 торговца, двое из них были осетинами Каспулат Кусов и Дмитрий Базров.
Крупным купцом был Федор Баев, торговавший рогатым скотом и имевший многочисленные табуны лошадей.
Осетины продавали вещи из домашнего сукна, бурки, овечью шерсть, мед, кожу, меха, бычьи и турьи рога, продукты сельского хозяйства домашнюю птицу, сыр, яйца.

[Back]