ция общеобразовательного и профессионального обучения, секция общественных корреспондентов и секция социальной помощи. Инструкцией закреплялось наличие обязанностей не только за членами самодеятельных организаций, но и за администрацией, по работе с активом. Данный ретроспективный анализ деятельности самодеятельных организаций осужденных свидетельствует о том, что созданию и деятельности последних в местах лишения свободы в научной и практической деятельности пенитенциарных учреждений придавалось большое значение. Основывалось это, в первую очередь, не на необходимости, вызванной условиями работы исправительных учреждений, а на идеологической платформе советского государства. Их создание было вызвано повсеместным введением в управление государством принципов выборности и самоуправления, коллективных форм деятельности как писал об этом, в частности, И.Л. Авербах: «Если сознание и традиции бывшего преступника, если элементы преступной организации, которые эти пытаются сохранить и внутри лагеря, выступают как сила, тормозящая процесс перевоспитания, то организация коллектива и трудового коллективного сознания выступают как контрсила, форсирующая процесс перевоспитания. Эти формы организации и эти принципы не были, конечно, «выдуманы мудрыми чекистами». Они были принесены в лагеря в результате другого принципа работы лагерей отсутствие искусственно возведенной китайской стены между жизнью всей страны и жизнью лагерей. Процесс широкого развития коллективных форм труда во всей стране, не только в городе, но и в деревне, охватил и лагеря» [106, с.9]. Данным течением был охвачен не только Советский Союз, но и страны существовавшего тогда «социалистического лагеря», в частности, одним из основных направлений культурно-воспитательной работы в исправительно-воспитательных учреждениях Чехословакии являлось руководство органами самоуправления осужденных [240, с.44]. Зависимость уголовно-исполнительной политики от решений и концепций развития страны, принимаемых партийными органами, не только не отрицалась, но и подчеркивалась учеными того времени [20, с.40]. Именно развитие концеп58 |
добровольные общественные формирования лиц, лишенных по приговорам судов свободы, создаваемые в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе исправления осужденных. В качестве задач были установлены (в соответствии со ст. 111 УИК РФ): оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, развитие полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на осужденных, содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными, оказание социальной помощи осужденным и их семьям. ' Самодеятельными организациями стали именовать не советы коллективов, а сами коллективы осужденных, при которых организовывались советы и секции. Количество секций коллектива колонии превышало количество секций отрядов. Так, на отрядном уровне действовали секции дисциплины и порядка, производственная, санитарно-бытовая и секция досуга, а на уровне колонии к ним добавлялись секция общеобразовательного * и профессионального обучения, секция общественных корреспондентов иа секция социальной помощи. Инструкцией закреплялось наличие обязанностей не только за членами самодеятельных организаций, но и за администрацией, по работе с активом. Данная справка об истории организаций осужденных свидетельствует о V том, что созданию и деятельности последних в местах лишения свободы наука и практика придавали большое значение. Основывалось это, в первую очередь, не на необходимости, вызванной условиями работы исправительных учреждений, а на идеологической платформе советского государства. Их * создание было вызвано повсеместным введением в управлений государством принципов выборности и самоуправления, коллективных форм деятельности. Вот как писал об этом, в частности, И. Л. Авербах: «Если сознание и традиции бывшего преступника, если элементы преступной организации, которые эти группы пытаются сохранить и внутри лагеря, выступают как сила, тормозящая процесс перевоспитания, то организация коллектива и трудового коллективного сознания выступают как контрсила, форсирующая процесс перевоспитания. Эти формы организации и эти принципы не были, конечно, I t «выдуманы мудрыми чекистами». Они были принесены в лагеря в результате другого принципа работы лагерей отсутствие искусственно возведенной китайской стены между жизнью всей страны и жизнью лагерей. Процесс широкого развития коллективных форм труда во всей стране, не только в городе, но и в деревне, охватил и лагеря» . Данным течением был охвачен не только Советский Союз, но и страны существовавшего тогда «социалистического лагеря», в частности, одним из основных направлений культурно-воспитательной работы в исправительно-воспитательных учреждениях Чехословакии являлось руководство органами самоуправления 2 ! осужденных . Зависимость уголовно-исполнительной политики от решений и концепций развития страны, принимаемых партийными органами, не только не отрицалась, но и подчеркивалась учеными того времени . Именно развитие4 концепции коллективного исправления (хотя на самом деле исправлением занимался не коллектив, а руководство колонии, которому и подчинялся актив) в совокупности с неверной оценкой мотивации осужденных, вступавших в самодеятельные организации, способствовало тому, что в конце ) 80-х начале 90-х годов прошлого века сотрудники воспитательных отделов 5 стали резко критиковать роль общественных формирований осужденных Вих b исправлении и поставили под вопрос саму необходимость их существования. Однако решение проблемы статуса органов самодеятельности а заключалось в том, как посмотреть на организации осужденных, их задачи и полномочия, какую целевую нагрузку придать их деятельности. В этой связи Цит. по: Елеонский В.А., Маслихин А.В. Указ. соч. С. 9.2 Севрюгин A.C. Правовое регулирование исполнения лишения свободы в ЧССР. Учебное пособие. Рязань: РВШМ МВД СССР, 1974. С. 44-45. Астеримов З.А. История советского исправительно-трудового права. Лекция. Рязань: РВШМ МВД СССР, 1975. С. 40. |