Проверяемый текст
Валерко Виталий Геннадьевич. Ошибки и трудности хирургического лечения повреждений периферических нервов верхних конечностей (Диссертация 2006)
[стр. 67]

67 сгибания кисти (лучевой сгибатель запястья, длинная ладонная мышца), пронации (квадратный пронатор), сгибания средних фаланг всех пальцев (поверхностный сгибатель пальцев), сгибания концевых фаланг П-Ш пальцев(лучевая половина глубокого сгибателя пальцев), огшозиции (мышца, противопоставляющая большой палец), сгибания основных фаланг при одновременном разгибании средних и концевых фаланг I, П, Ш пальцев (червеобразные мышцы).
При ранении срединного нерва, выявленного в нашем исследовании в
5 (11,1 %) наблюдениях на уровне предплечья страдали только квадратный пронатор, червеобразные мышцы и мышцы возвышения большого пальца, кроме приводящей, иннервируемой локтевым нервом.
По методике, описанной в главе П, оценены двигательные нарушения у пациентов с повреждением срединного нерва: 0 баллов выявлено в 4 (57,1 %), 1 балл в 1 (14,3 %), 2 балла в 9 (14.3 %), 3 балла в 1 (14.3 %) из 7 наблюдений.
Во всех случаях нарушения чувствительности определялись на лучевой половине ладонной поверхности кисти.
По используемой нами шкале они составляли:
0 баллов у 3 ( %) пациентов, 1 балл у 1 (42,8 %), 2 балла у 1 ( 14,3 %), 3 балла-у 1(14,3 %), 4 балла —у 1 ( 14,3%) из 7 пациентов.
Вегетативные и трофические расстройства были выражены в зоне нарушенной чувствительности, кожные покровы часто имели красный или синюшный оттенок, резко истончались, рисунок линий кожи сглаживался, возникали трофические язвы после травм анестезированных участков кожи.

Сочетанное повреждение срединного и локтевого нервов выявлено у 7 из 45 пострадавших (15,5%); лучевого и срединного выявлено у 4 (8,9%), лучевого, локтевого и срединного нервов — у 3 (6,6 %); лучевого и локтевого у 2 (4,4%) пострадавшего.
МР семиотика повреждений нервных стволов.
Повреждённые нервы имели изменённые форму, контур и размер, а также интенсивность сигнала.
Центральный отрезок периферического нерва был
[стр. 62]

длиннее из-за нарушения иннервации мышц и капсулы плечевого сустава и нижнего подвывиха головки плечевой кости.
При сопутствующем повреждении спинального добавочного нерва происходила ротация назад и вбок лопатки за счет паралича передней зубчатой мышцы.
По используемой нами шкале степень нарушения движений распределилась следующим образом: Обаллов у 18 (58,1 %), 1 балл у 9 (29 %), 2 балла у 4 (12,9 %) из 31 пациентов.
Болевая и тактильная чувствительность в виде гипестезии определялась с уровня верхней трети плеча, переходя в анестезию с уровня предплечья.
По шкале расстройств чувствительности у 17 (54,8 %) пострадавших было Обаллов, у 6 (19,4 %) 1 балл, у 7 (22,6 %) 2 балла, у 1 (3,2 %) 4 балла.
У пострадавших с повреждением плечевого сплетения болевой синдром, требующий приема анальгетиков, встречался в 19 (38,8 %) из 49 наблюдений.
Как правило, боли имели постоянный характер с периодическим увеличением интенсивности.
Нарушения вегетативных функций выявлено в 45 (91,8 %), а трофических нарушений в 40 (81,6 %) наблюдениях.
3.1.2.
Симптомы повреждения срединного нерва.
Повреждение срединного нерва выявлено у 49 из 124 пострадавших (39,5 %) и характеризовалось атрофией мускулатуры на сгибательной поверхности предплечья (при высоких ранениях) и в области возвышения большого пальца, предплечье и кисть представлялись уплощенными.
Клиническая картина при повреждении на уровне плеча была представлена нарушением сгибания кисти (лучевой сгибатель запястья, длинная ладонная мышца), пронации (квадратный пронатор), сгибания средних фаланг всех пальцев (поверхностный сгибатель пальцев), сгибания концевых фаланг Т1-ТТТ пальцев (лучевая половина глубокого сгибателя пальцев), оппозиции (мышца, противопоставляющая большой палец), сгибания основных фаланг 62

[стр.,63]

при одновременном разгибании средних и концевых фаланг I, ТГ, III пальцев (червеобразные мышцы).
При ранении срединного нерва, выявленного в нашем исследовании в
37 (75,5 %) наблюдениях на уровне предплечья страдали только квадратный пронатор, червеобразные мышцы и мышцы возвышения большого пальца, кроме приводящей, иннервируемой ло1Стевым нервом.
По методике, описанной в главе II, оценены двигательные нарушения у пациентов с повреждением срединного нерва: О баллов выявлено в 30 (61,2%), 1 балл в 6 (12,2 %), 2 балла в 9 (18,4 %), 3 балла в 4 (8,2 %) из 49 наблюдений.
Во всех случаях нарушения чувствительности определялись на лучевой половине ладонной поверхности кисти.
По используемой нами шкале они составляли:
Обаллов у 39 (79,6%) пациентов, 1 балл у 1 (2 %), 2 балла у 3 (6,1 %), 3 балла у 5 (10,2 %), 4 балла у 1 (2 %) из 49 пациентов.
Вегетативные и трофические расстройства были выражены в зоне нарушенной чувствительности, кожные покровы часто имели красный или синюшный оттенок, резко истончались, рисунок линий кожи сглаживался, возникали трофические язвы после травм анестезированных участков кожи
(чаще в связи с ожогами).
3.1.3.
Симптомы повреждения локтевого нерва.
Для повреждения локтевого нерва у 49 (39,5 %) пациентов было характерно когтевидное положение V, IV , а иногда и III, так как в результате паралича червеобразных мышц, при сохранившемся действии общего разгибателя пальцев, основные фаланги устанавливаются в положении гиперэкстензии.
Также V палец был отведен от IV (паралич всех мышц возвышения V пальца).
При ранениях в области плеча, отмеченного в 9 (18,4 %) наблюдениях, кисть отклонялась в лучевую сторону (локтевой сгибатель кисти), невозможно было приведение и разведение всех пальцев (межкостные мышцы), приведение выпрямггешюго большого пальца (мышца, 63

[стр.,79]

прослеживались на фоне окружающих тканей, имеющих меньшую интенсивность сигнала.
При грубых рубцовых изменениях тканей, окружающих нервные стволы, последние отчетливо не визуализировались.
Повреждённые нервы имели изменённые форму, контур и размер, а также интенсивность сигнала.
Центральный отрезок периферического нерва был
увеличенным в диаметре и заканчивался невромой, периферический отрезок имел меньший диаметр и интенсивность сигнала, сходную с таковой от соединительной ткани.
Денервированные мышцы характеризовались гиперинтенсивным сигналом в связи с происходящим в них дегенеративнодистрофическим процессом на Т1и Т2-ВИ и гипоинтенсивным сигналом на STIR и Fat Sat (рис.
12).
79 а б Рис.
12.
а МРТ пациента С., ИБ № 261.
Аксиальная проекция, Т2-ВИ.
б МРТ пациента Ф., ИБ № 262.
Аксиальная проекция, Т2-ВИ.
Денервированные мышцы (обозначены стрелками) имеют повышешую интенсивность сигнала по сравнению с интактными.
Объём денервированной мышечной ткани уменьшался, происходили рубцовые изменения ее, что подтверждалось в ходе оперативных вмешательств.
Во всех случаях в окружающих тканях обнаруживался рубцово-спаечный процесс, имеющий различную степень выраженности.
В случаях грубого рубцового поражения применялось контрастное усиление.

[Back]