Повысился познавательный интерес, у студентов появилось желание глубже и шире изучить виды дизайна, художественного проектирования и конструирования, возможности использования методики проективографии в формообразовании художественному предметов утилитарного и назначения. Интерес к конструированию умение в применять творческом методику процессе проективографического развивались формообразования плавно, поступательно на всех этапах эксперимента. Это подтвердили результаты промежуточного и итогового среза. Педагогическое наблюдение показало, что, прежде чем приступить к решению поставленной задачи, к практической части работы, студенты внимательно изучали поставленную перед ними проблему, обдумывали пути ее решения. Если в начале эксперимента проблемные задания решались с помощью преподавателя: студенты часто обращались с вопросами, просили помочь, то к концу обучающего эксперимента их было меньше, а если они и возникали, то были продуманы и четко сформулированы, что свидетельствовало о серьезном отношении к заданию. Об этом говорят изменения уровня эстетической культуры студентов. Работы в основном характеризовались аккуратностью, высоким качеством выполнения конечного продукта творческой деятельности. Если в начале формирующего эксперимента студенты выдвинуть собственные варианты решения предложенной боялись педагогом проблемной ситуации, часто задавали вопросы, на которые могли ответить сами при более внимательном изучении задания, то в дальнейшем ситуация изменилась. Большинство студентов активно выдвигали гипотезы, отстаивали их, свободно оперируя теми знаниями, которые они приобрели во время познавательного процесса и при самостоятельном изучении специальной литературы по данной теме. У них проявлялся высокий уровень знаний традиций народных художественных промыслов и умение использовать эти знания в творческой деятельности. Они характеризовались творческим подходом к созданию художественного образа. 123 |
Н И традиций народных художественных промыслов. 40% студентов экспеИ риментальной группы и 28,4 % студентов контрольной группы показали средний уровень развития художественно-творческих способностей по данному критерию. Низкий уровень по этому критерию проявляется 3,3 % студентов экспериментальной группы и 59,9% студентов контрольной группы. Таким образом, в результате экспериментальной работы по обучению студентов основам моделирования и проектирования национального женского костюма карачаевцев и балкарцев с включением проблемных задач и использованием методов проблемного изложения, проектирования, частично-поискового, исследовательского, эвристических методов изменилось их отношение к декоративно-прикладной деятельности. Повысился познавательный интерес, у студентов появилось желание глубже и шире изз^ить национальную одежду карачаевцев и балкарцев и возможности использования элементов национальной одежды в моделировании современной одежды. Интерес к национальному культурному наследию и умение следовать национальным традициям в творческом процессе развивались плавно, поступательно на всех этапах эксперимента. Это подтвердили результаты промежуточного и итогового среза. Знание основ декоративной композиции и умение использовать композиционные средства проявлялись в высоком уровне творческой интерпретации и стилизации, ритма, симметрии, в выразительности декоративного образа. Повышение уровня этого качества обусловлено теоретическим обоснованием особенностей композиции костюма. Педагогическое наблюдение показало, что, прежде чем приступить к решению поставленной задачи, к практической части работы, студенты внимательно изучали поставленную перед ними проблему, обдумывали пути ее решения. Если в начале эксперимента проблемные задания решались с помощью преподавателя: студенты часто обращались с вопросами, просили полючь, то к концу обучающего эксперимента их было меньше, а если они и возникали, то были продуманы и четко сформулированы, что свидетельство132 вало о серьезном отношении к заданию. Об этом говорят изменения уровня эстетической культуры студентов. Работы в основном характеризовались аккуратностью, высоким качеством выполнения конечного продукта ской деятельности. Если в начале формирующего эксперимента студенты боялись выдвинуть собственные варианты решения предложенной педагогом проблемной ситуации, часто задавали вопросы, на которые могли ответить сами при более внимательном изучении задания, то в дальнейшем ситуация изменилась. Большинство студентов активно выдвигали гипотезы, отстаивали их, свободно оперируя теми знаниями, которые они приобрели во время познавательного процесса и при самостоятельном изучении специальной литературы по данной теме. У них проявлялся высокий уровень знаний традиций наи умение использовать эти знания в творческим подходом к творче родных художественных промыслов творческой деятельности. Они характеризовались созданию художественного образа. В ходе эксперимента значительно повысился уровень знаний основ практического цветоведения, что проявлялось в умелом использовании цвета студентами экспериментальной группы в декорировании изделий. Они фамотно анализировали произведения народного искусства, составляли гармоничные цветовые сочетания. Перед выполнением окончательного эскиза костюма студенты делали выкраски к цветовому поиску разрабатываемой композиции, смелее использовали цветные подфоны. В ходе формирующего эксперимента менялось и отношение к пониманию семантики карачаево-балкарской вышивки. Студенты экспериментальной группы проявляли продуманное отношение к содержанию вышивки, они тщательно разрабатывали сюжет, который излагали в своем произведении, изучали семантику мотивов и цвета, скрупулезно подбирали цвет фона и определяли гамму всей карачаево-балкарской вышивки, использовали новые мотивы, которые были выполнены на основе «базовых» элементов. Студенты с интересом воспринимали информацию о знаменитых ху133 |