Студенты с интересом воспринимали информацию об архитекторах и дизайнерах, использующих в своей работе элементы геометрического формообразования, изучали фотографии и иллюстрации, выступали с докладами (результаты исследовательской работы), что стимулировало их творческую активность. Большинство работ носило творческий характер, элементы новизны и оригинальности, передача присутствовали эмоционально-смысловой нагрузки объемно-пространственного образа, хотя были работы вариативно-творческого характера. Студентами был организован показ выполненных работ (макетов и моделей) в рамках факультета. Просмотр творческих работ контрольной и экспериментальной групп показал теоретических студентов динамику развития и практических знаний, умений и навыков, а также повышение уровня творческой активности студентов. На следующем этапе экспериментального исследования проведен опрос студентов по анкете нами был поискового эксперимента. Он подтвердил наши предположения о том, что включение в обучение дисциплины: «Проективографическое формообразование» проблемных эвристических методов обучения, видов самостоятельных и и широкого использования различных работ с постановкой исследовательских поисковых и творческих задач по художественному конструированию, а также использование различных форм обучения способствуют развитию творческих способностей студентов в системе вузовского обучения. На третьем этапе (2011-2012гг.) был проведен и контрольный эксперимент, проанализированы, обобщены систематизированы результаты исследования; написан основной текст работы. Таким образом, полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют, что качественный уровень по всем используемым критериям оценки в экспериментальных группах значительно повысился. Комплексный анализ результатов исследования показывает, что у студентов экспериментальной группы 124 (в отличие от контрольной) |
дожниках-модельерах, использующих в своей работе элементы национальной одежды, изучали фотографии, выступали с докладами (результаты исследовательской работы), что стимулировало их творческую активность. Большинство работ носило творческий характер, присутствовали элементы новизны и оригинальности, передача эмоционально-смысловой нагрузки декоративного образа, хотя были работы вариативно-творческого характера. Студентами был организован показ коллекции костюмов в рамках факультета. Просмотр творческих работ студентов контрольной и экспериментальной групп показал динамику развития теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также повышение уровня творческой активности студентов ХГФ. Продолжением нашего исследования являлась работа студентов над дипломным проектом. В процессе работы студенты, которые обучались по экспериментальной программе, проявляли высокую работоспособность, активный творческий подход к выполнению замысла, умелое использование национальных традиции в творческой деятельности, свободное владение графическими материалами при выполнении эскизов, оригинальные решения художественных образов. Работы студентов участвовали в выставке, посвященной 450-летию присоединения Северного Кавказа к России, в VI выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья -2007», На следующем этапе экспериментального исследования нами был проведен опрос студентов по анкете поискового эксперимента. Он подтвердил наши предположения о том, что включение в обучение декоративноприкладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев) проблемных и эвристических методов обучения, широкого использования различных видов самостоятельных и исследовательских работ с постановкой поисковых и творческих задач по декоративному искусству, а также использование различных форм обучения (экскурсии, посещение мастерских народных мастеров, музеев) способствуют развитию художественно134 творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовского обучения. Третий этап исследования (20072008гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов исследования и написанию основного текста работы. Таким образом, полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют, что качественный уровень по всем используемым критериям оценки в экспериментальных группах значительно повысился. Комплексный анализ результатов исследования показывает, что у студентов экспериментальной группы (в отличие от контрольной) наблюдается более высокий уровень развития мыслительных (творческого образно ассоциативного мышление, продуктивного образно-ассоциативного воображения, зрительной памяти), практических (сенсомоторных качества, эмоционально-ассоциативного восприятия) и личностных качеств (эстетических чувств, волевых свойств, самооценки и стремления к самосовершенствованию и др.). Экспериментальная работа подтвердила положение о том, что развитие художественно-творческих способностей в системе профессионального образования будет эффективной, если подготовить методическую систему, которая будет включать в себя: цели, задачи и содержание развития художествершо-творческих способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ); принципы, формы, методы, приемы и дидактические средства, обеспечивающие познавательную активность, мотивацию учебной деятельности (организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Основы изучения и моделирования национального костюма»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития национальной культуры, использование творческих задач, проблемных ситуаций, способствующих формированию мотивации учебной деятельности); 135 |